Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2018 № Ф07-8267/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2018 г. по делу N А56-71890/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А., при участии от государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга Москот И.В. (доверенность от 17.03.2017 N 114-06/2017), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом N 1 (специализированный)» Говорухи А.П. (доверенность от 15.12.2017 N 01-645), рассмотрев 30.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А56-71890/2017 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Згурская М.Л.),

установил:

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Огородный пер., д. 15, лит. «А», ОГРН 1027802738952, ИНН 7805264224 (далее — Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Родильный дом N 1 (специализированный)», место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 49-51, ОГРН 1037800018068, ИНН 7801020964 (далее — Учреждение), о взыскании 2917 руб. 60 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 решение суда первой инстанции изменено, с Учреждения в пользу Фонда взысканы убытки в сумме 364 руб. 70 коп.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы считает, что излишние выплаты индексированных сумм пенсии произошли исключительно по причине несвоевременных действий страхователя — неисполнения обязанности по своевременному предоставлению отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года в отношении Томилиной С.В.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Томилиной С.В. на основании заявления от 16.09.2015 назначена выплата страховой пенсии по старости. Томилина С.В. осуществляет трудовую деятельность в Учреждении.
Учреждение ежемесячно в установленные сроки представляет отчеты по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц.
Между тем, персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 в установленные сроки представлены не были.
В связи с отсутствием данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом была произведена индексация сумм пенсии Томилиной С.В.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года предоставлены Учреждением с нарушением срока, а именно 07.04.2017. При этом данная отчетность содержала сведения о застрахованном лице Томилиной С.В.
Отсутствие у Фонда сведений о трудоустройстве пенсионерки Томилиной С.В. в июле 2016 года повлекло за собой начисление пенсии с учетом индексации.
Протоколом от 28.06.2017 N 344 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Томилиной С.В. за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в сумме 2917 руб. 60 коп.
В связи с тем, что нарушение Учреждением срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года повлекло неправомерную выплату Томилиной С.В. пенсии в завышенном размере, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав заявленные требования обоснованными и доказанными, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционный суд, сославшись на наличие в данном случае вины не только Учреждения, но и Фонда, решение суда изменил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) «Обязательства вследствие причинения вреда». Необходимым условием привлечения к ответственности является вина.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
Статья 1064 ГК РФ говорит о том, что для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности установлен законодателем в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 — 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
— страховой номер индивидуального лицевого счета;
— фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
То есть, Учреждение как страхователь обязано было предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2016 года не позднее 11.08.2016.
В данном случае в связи с отсутствием сведений о застрахованных лицах от работодателя за июль 2016 года, с 01.10.2016 пенсионеру осуществлена выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты). Период выплаты с 01.10.2016 по 31.05.2017.
Между тем судами установлено, что сведения по форме СЗВ-М за период с апреля 2016 года по июнь 2017 года Учреждение представляло в установленные сроки.
Отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года направлен в Фонд по месту учета страхователя, по коммуникационным каналам связи 03.08.2016.
Позднее, 07.04.2017 по телефону поступила информация Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о непоступлении сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года вновь направлен 07.04.2017.
Из представленного в материалы дела письма ООО «Мединфоплюс» следует, что 03.08.2016 на сервере РД произошел технический сбой в связи с экстренной переустановкой оборудования на узле связи, осуществленной необходимостью аварийной замены источников бесперебойного питания и переустановкой сопутствующего обслуживающего оборудования, в связи с чем, направленный ответчиком отчет не был доставлен Фонду.
Предоставлять индивидуальные сведения о застрахованных лицах страхователь в 2016 году должен в следующей отчетности:
— расчет формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально;
— отчет формы СЗВ-М, предоставляемой помесячно.
Установленный законом срок предоставления сведений по форме СЗВ-1 за июль 2016 года — не позднее 10.08.2016, срок предоставления расчета по форме РСВ-1 за второе полугодие 2016 года — не позднее 15.11.2016.
Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения информации о расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесению этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
Судами установлено, что Учреждением расчет по форме РСВ-1 за второй квартал 2016 года предоставлен в установленные сроки.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее — Инструкция), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Территориальные органы Фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным (пункт 68 Инструкции).
В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
При таких обстоятельствах, Фонд, при неполучении от страхователя сведений за июль 2016 года по форме СЗВ-М, должен был направить в адрес Учреждения требования о предоставлении отчетности.
При этом судами установлено, что факт непоступления отчета за июль 2016 года территориальным органом Пенсионного фонда был установлен только 07.04.2017.
Согласно положениям статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 1 статьи 404 ГК РФ предусмотрено, что если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
В данном случае, суд апелляционной инстанции, в совокупности исследовав представленные сторонами документы, и приняв во внимание факт своевременного направления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года и неполучения ее Фондом по техническим причинам, своевременного предоставления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за предыдущие и последующие периоды и форме РСВ-1 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года, 1, 2 кварталы 2017 года, непринятие Фондом своевременных мер по уведомлению страхователя о непоступлении отчета СЗВ-М за июль 2016 года, и учтя, что территориальные органы пенсионного фонда (Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга) входят в единую структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, применил положения пункта 1 статьи 404 ГК РФ и признал, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии произошел как по вине ответчика, так и по вине территориального органа Фонда по месту учета страхователя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно уменьшил размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика до размера излишней выплаты пенсии за один месяц.
Доводы, изложенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, о неправильном применении норм права не свидетельствуют, а фактически сводятся к несогласию Фонда с оценкой обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки доказательств и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А56-71890/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга — без удовлетворения.

Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
Ю.А.РОДИН