Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2019 № Ф07-464/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. по делу N А44-4415/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В., рассмотрев 25.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.08.2018 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 (судьи Потеева А.В., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А44-4415/2018,

установил:

Новгородское областное автономное учреждение «Пестовский лесхоз», место нахождения: Новгородская обл., г. Пестово, Меглинская ул., ОГРН 1095331000599, ИНН 5313006962 (далее — Лесхоз), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным требования государственного учреждения — Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: Великий Новгород, Псковская ул., д. 15, ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864 (далее — Отделение), от 09.04.2018 N 3205ш об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Решением суда от 28.08.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отделение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт — об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, поскольку решение Отделения от 07.03.2018 N 134ш о привлечении Лесхоза к ответственности, на основании которого вынесено требование от 09.04.2018 N 3205ш, равно как и уведомление о размере страхового тарифа от 16.03.2017 Лесхозом не обжаловались, не отменены и не признаны незаконными; Лесхозом не представлены доказательства фактического осуществления им вида деятельности по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД) 02.40.1 «предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок»; законодательством не предусмотрена возможность пересмотра размера страхового тарифа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Лесхоз 15.03.2017 посредством единого портала государственных услуг направил в Отделение заявление от 11.03.2017 о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение от 11.03.2017 и пояснительную записку к балансу учреждения, указав в них в качестве основного вида деятельности за 2016 год лесоводство и прочую хозяйственную деятельность и код по ОКВЭД — 02.10.
Уведомлением от 16.03.2017 Отделение установило Лесхозу с 01.01.2017 страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,1%.
Обнаружив в заявлении от 11.03.2017 ошибку при указании по ОКВЭД кода основного вида деятельности, Лесхоз 26.04.2017 направил Отделению заявление N 97 о пересмотре страхового тарифа, поскольку правильным основным видом экономической деятельности Лесхоза является предоставление услуг в области лесоводства (код по ОКВЭД 02.40.1), по которому размер страхового тарифа составляет 0,9%.
В письме от 11.05.2017 N 09-29/5309-13606 Отделение, ссылаясь на положения Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (Порядок N 55), и Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.09.2012 N 178н, согласно которым возможность представления страхователем уточненных сведений для подтверждения основного вида деятельности и процедура пересмотра размера страхового тарифа не предусмотрены, отказало в пересмотре размера страхового тарифа.
По результатам проведенной камеральной проверки представленного Лесхозом расчета по начисленным и уплаченным за 9 месяцев 2017 года страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве Отделение установило, что вместо установленного размера тарифа (6,1%) Лесхоз применяет страховой тариф в размере 0,9%.
В направленном Лесхозу требовании от 22.11.2017 N 2270нс Отделение потребовало внести исправления в отчетность в течение 5 дней со дня его получения.
В связи с неисполнением требования в установленный срок Отделение составило акт от 23.01.2018 N 1ш и приняло решение от 07.03.2018 N 134ш.
Указанным решением Лесхозу доначислено 100 737 руб. 28 коп. страховых взносов, начислено 5466 руб. 47 коп. пеней, 20 147 руб. 46 коп. штрафа по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ).
На основании указанного решения Отделение выставило Лесхозу требование от 09.04.2018 N 3205ш об уплате доначисленных сумм страховых взносов, пеней и штрафа.
Лесхоз оспорил требование Отделения в судебном порядке.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, из которых следует, что в 2016 году Лесхоз не осуществлял такого основного экономического вида деятельности, как лесоводство и прочая хозяйственная деятельность (код по ОКВЭД 02.10), а занимался оказанием услуг в области лесоводства (код по ОКВЭД 02.40.1), учтя самостоятельное выявление Лесхозом допущенной ошибки при указании кода по ОКВЭД и извещение об этом Отделения, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Законом N 125-ФЗ, в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее — Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Судами установлено, что изначально предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55 документы для подтверждения основного вида экономической деятельности Лесхоз представил в Отделение в установленный срок — 15.03.2017. Самостоятельно выявив ошибку при указании кода по ОКВЭД, Лесхоз направил в Отделение 26.04.2017 заявление о пересмотре размера страхового тарифа.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что код основного вида экономической деятельности 02.10 «лесоводство и прочая хозяйственная деятельность», указанный в первоначальном заявлении Лесхоза, не соответствует фактическому основному виду деятельности Лесхоза, которым в 2016 году являлось оказание услуг в области лесоводства (код по ОКВЭД 02.40.1) и доход от которого составил 100%.
Доказательств осуществления Лесхозом в 2016 году основного вида деятельности, соответствующего коду ОКВЭД 02.10, ни в акте от 23.01.2018 N 1ш, ни в решении от 07.03.2018 N 134ш Отделением не приведено, в материалы дела не представлено.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Судами также отмечено, что уточнение Лесхозом сведений для подтверждения основного вида деятельности не лишает его права на пересмотр размера страхового тарифа, поскольку запрета на такое действие со стороны Отделения законодательством не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств у Отделения отсутствовали основания для установления Лесхозу с 01.01.2017 размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,1%.
Довод кассационной жалобы о вынесении оспариваемого требования на основании не признанного незаконным решения Отделения от 07.03.2018 N 134ш о привлечении Лесхоза к ответственности был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в признании незаконным оспариваемого требования в судебном порядке.
При таких обстоятельствах судами обоснованно признано незаконным оспариваемое требование Отделения.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Несогласие Отделения с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 по делу N А44-4415/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЛУЩАЕВ

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
С.В.СОКОЛОВА

——————————————————————