АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2024 г. по делу N А56-91134/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В., при участии от акционерного общества «Волховтерминалсервис» Янковской И.Н. (доверенность от 04.09.2024), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Исаевой А.П. (доверенность от 09.08.2024 N 01-28/44), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Лях Ю.П. (доверенность от 05.12.2024 N 15-10/54785), рассмотрев 09.12.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Волховтерминалсервис» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 по делу N А56-91134/2023,
установил:
Акционерное общество «Волховтерминалсервис», ОГРН 1227800001770, ИНН 7814803095 (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу, ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829 (далее — Инспекция), от 25.04.2023 N 1521 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление), от 03.08.2023 N 16-15/36483 в части доначисления страховых взносов за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 и пени за просрочку их уплаты.
Решением суда от 22.04.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество обращает внимание, что реорганизация в форме преобразования влечет универсальное правопреемство. По мнению подателя жалобы, технические особенности ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не могут явиться основанием для вывода об отсутствии у Общества в январе 2022 года права на исчисление страховых взносов с применением пониженных тарифов.
Обществом представлено дополнение к кассационной жалобе. Инспекцией и Управлением представлены отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) «Волховтерминалсервис», ОГРН 1127847343535, ИНН 7814540569 являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В январе 2022 года ООО «Волховтерминалсервис» было реорганизовано в форме преобразования в Общество.
Общество включено в реестр 10.02.2022.
Обществом представлен расчет (уточненный) по страховым взносам за первый квартал 2022 года.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.04.2023 N 1521.
Данным решением Обществу, в том числе доначислены страховые взносы за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 и пени за просрочку их уплаты. Инспекция пришла к выводу, что Общество, будучи включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.02.2022, неправомерно рассчитало страховые взносы за январь 2022 года с применением пониженных тарифов.
Решением Управления от 03.08.2023 N 16-15/36483 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 50, 419, 421, 423, 425, 427, 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ), статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пришел к выводу об отсутствии у Общества права на применение пониженных тарифов страховых взносов в январе 2022 года, правомерности решения Инспекции, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Для начисления страховых взносов применяются тарифы, установленные статьей 425 НК РФ.
При этом подпункт 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частями 1 и 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ определено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (уполномоченный орган).
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых прекращена в установленном порядке, исключаются из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2024, разъяснено, что внесение и исключение из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства сведений носит учетно-информационный характер.
Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Таким образом, особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками).
Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет свои права и обязанности в неизменном виде, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательность составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного статьей 59 ГК РФ. Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.
В развитие положений пункта 5 статьи 58 ГК РФ в пункте 9 статьи 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2023 N 302-ЭС23-2531 разъяснено, что само по себе преобразование одного юридического лица в другое не влечет налоговых последствий, за исключением тех, которые прямо следуют из законодательства.
Из указанных положений и разъяснений следует, что при преобразовании юридического лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства и включенного в реестр, правопреемник реорганизованного юридического лица не утрачивает соответствующий статус.
ООО «Волховтерминалсервис» являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, было преобразовано в январе 2022 года в Общество и в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ подлежало исключению из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 10.02.2022. Сведения об Обществе внесены в реестр 10.02.2022.
Таким образом, следует признать наличие у Общества права на исчисление страховых взносов за январь 2022 года с применением пониженных тарифов. Решение Инспекции от 25.04.2023 N 1521 в части доначисления страховых взносов за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 и соответствующей суммы пеней является неправомерным, нарушающим права и законные интересы Общества.
При рассмотрении спора суды приняли во внимание позицию Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенную в постановлении от 18.12.2015 по делу N А26-2993/2015 и касающуюся вопроса возможности применения упрощенной системы налогообложения юридическим лицом после преобразования.
Однако в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2018 N 309-КГ17-21454 разъяснено, что после преобразования организация вправе исходить из сохранения у нее в неизменном состоянии права на применение специального налогового режима, как неотъемлемого элемента своей правоспособности.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что состоявшиеся по делу судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, а также принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции от 25.04.2023 N 1521 в части доначисления Обществу страховых взносов за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 и соответствующей суммы пеней.
Пунктом 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Вынесенное Управлением решение от 03.08.2023 N 16-15/36483 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы само по себе не нарушает прав Общества и не устанавливает для него новых налоговых обязанностей. Общество в ходе судебного разбирательства не указывало на нарушение Управлением процедуры принятия решения от 03.08.2023 N 16-15/36483 либо выход Управления за пределы своих полномочий.
Следовательно, решение Управления в данном случае не может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, в связи с чем производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
С Инспекции в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 по делу N А56-91134/2023 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу от 25.04.2023 N 1521 в части доначисления страховых взносов за период с 01.01.2022 по 31.01.2022 и соответствующей суммы пеней.
Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 03.08.2023 N 16-15/36483.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047824368998, ИНН 7814026829) в пользу акционерного общества «Волховтерминалсервис» (ОГРН 1227800001770, ИНН 7814803095) 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Председательствующий
С.В.ЛУЩАЕВ
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
С.В.СОКОЛОВА
——————————————————————