АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2024 г. по делу N А32-66784/2023
КонсультантПлюс: примечание.
Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Воловик Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 по делу N А32-66784/2023, установил следующее.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее — фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дистрибьюторская компания «Апрель» (далее — общество) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 2 217 рублей 92 копейки, штрафа в размере 1 тыс. рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 21.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2024, суд отказал в удовлетворении заявленного фондом требования.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требования. По мнению заявителя, судебные инстанции неправильно применили нормы права, действовавшие в спорном периоде, поскольку страховой случай (временная нетрудоспособность) у сотрудника общества — Милаш И.Н. наступил 06.10.2022, следовательно, при исчислении ей пособия по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда должны применяться положения частей 6.1 и 6.2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). Приведенные положения применяются при исчислении пособий по временной нетрудоспособности за период временной нетрудоспособности, приходящийся на период начиная с 01.01.2021 (Федеральный закон от 29.12.2020 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 478-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество представило фонду сведения, необходимые для назначения и выплаты работнику Милаш Ирине Николаевне страхового обеспечения — пособия по временной нетрудоспособности за период с 09.10.2022 по 17.10.2022 на основании электронного листка нетрудоспособности N 910143537740, выданного 06.10.2022 медицинской организацией — муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника N 2» г. Таганрог (электронный реестр (заявление застрахованного лица) N Р_2302014110_2023_02_02_59505761_0:1 от 02.02.2023). В электронном реестре указана следующая информация: Милаш И.Н. работала в ООО «Дистрибьюторская компания «Апрель» на полную ставку; заработная плата за два года, предшествующих году наступления страхового случая, составляет за 2020 год — 104 935 рублей 47 копеек, за 2021 год — 117 303 рубля 48 копеек; общий стаж — 3 года 4 месяца.
Электронный листок нетрудоспособности N 910143537740 выдан на период с 06.10.2022 по 17.10.2022; оплата за 3 первых дня за счет работодателя (с 06.10.2022 по 08.10.2022), за последующие 9 дней — за счет средств фонда (с 09.10.2022 по 17.10.2022). На основании предоставленных страхователем сведений фонд назначил Милаш И.Н. пособие по временной нетрудоспособности за период с 09.10.2022 по 17.10.2022 в сумме 4435 рублей 84 копейки (в том числе НДФЛ — 577 рублей), основание — приказ от 06.02.2023 N 574-ПВ. Назначенное пособие перечислено на счет Милаш И.Н. в кредитной организации платежным поручением от 07.02.2023 N 321183 в сумме 3 858 рублей 84 копеек.
По итогам проведенной камеральной проверки фонд пришел к выводу о том, что на момент наступления страхового случая — временной нетрудоспособности с 06.10.2022 Милаш И.Н., работала на условиях неполного рабочего времени (0,5 ставки), следовательно, расчет пособия по временной нетрудоспособности следовало произвести пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. В связи с чем, по мнению фонда, предоставление страхователем недостоверных сведений о продолжительности рабочего времени застрахованного лица повлекло за собой выплату страхового обеспечения из бюджета фонда в увеличенном размере.
Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 02.06.2023 N 230223700000901 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02.06.2023 N 2302231000001101 страхователем не исполнено.
Поскольку требование фонда общество не удовлетворило, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 2 217 рублей 92 копеек, штрафа в размере 1 тыс. рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 1.1, 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктом 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение N 375), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
Суды указали, что, если средний заработок соответствующего застрахованного лица ниже МРОТ, такой заработок должен приниматься равным МРОТ, и в ситуации, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день), средний дневной заработок определяется в том же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день. Поскольку средний заработок за соответствующий период работника общества Милаш И.Н. не превысил МРОТ, направление страхователем 02.02.2023 реестра сведений для назначения и выплаты страхового обеспечения с указанием режима работы Милаш И.Н. ставки «1» (вместо ставки «0,5» (неполный рабочий день), не повлекло излишнее несение фондом расходов на выплату страхового обеспечения. Соответственно, отсутствуют основания для привлечения общества к ответственности и начисления взыскиваемого штрафа.
Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7, 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) — это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) и иными федеральными законами (части 1, 2 и 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен статьей 14 Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 11.09.2021 N 1540 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — Положение N 1540, действующее с 01.01.2022), пунктом 8 которого предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктом 5 Положения N 1540 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
На основании части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 8, 14 Положения N 1540 в случае, если застрахованное лицо за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов.
Частью 6.1 Закона N 255-ФЗ, пунктом 25 Положения N 1540 предусмотрено, что если пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с частью 6.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (часть 6.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункт 26 Положения N 1540).
На основании пункта 14 Положения N 1540 для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, — пропорционально продолжительности рабочего времени), увеличенного в 24 раза, путем его деления на 730.
Пунктом 16 Положения N 1540 определено, что в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 12 и 13 Положения N 1540.
Аналогичные нормы содержало Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, утратившее силу с 01.01.2022.
Таким образом, установив, что на момент наступления страхового случая средний заработок застрахованного лица (Милаш И.Н.) для целей выплаты пособия был ниже минимального размера оплаты труда и указанное лицо работало на условиях неполного рабочего времени, суды первой и апелляционной инстанций с учетом вышеуказанных норм права пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае пособие подлежало исчислению исходя из размера среднего заработка, приравненного к минимальному размеру оплаты труда, в таком же порядке, как и работнику, которому установлен нормальный режим рабочего времени.
Доказательства того, что средний заработок застрахованного лица за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности составлял более установленного на 2022 год минимального размера оплаты труда и, с учетом этого обществом произведен расчет подлежащего выплате пособия, фонд не представил, а суды не установили.
Общество судебные акты по данному делу не обжалует.
С учетом изложенного, суды не усмотрели нарушений обществом требований действующего законодательства, влекущих обязанность возместить фонду спорную сумму выплаченного Милаш И.Н. страхового обеспечения и уплатить штраф, что документально фондом не опровергнуто, и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
То обстоятельство, что суды в судебных актах, в том числе, сослались на Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, утратившего силу с 01.01.2022, в данном случае, не привело к принятию незаконных судебных актов.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали фонду в удовлетворении требования.
Иное толкование фондом норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении их судами первой и апелляционной инстанций, учитывая установленные по данному делу обстоятельства.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды не установили.
Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2024 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2024 по делу N А32-66784/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья
Л.Н.ВОЛОВИК
——————————————————————