Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2018 N Ф08-11286/2017

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2018 г. по делу N А32-732/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя — автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция» (ИНН 2320172436, ОГРН 1092300000572) — Акимовой О.В. (доверенность от 03.08.2017 N 25), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — Южной транспортной прокуратуры (ИНН 6167093532, ОГРН 1076167003802) — Иваненко Т.А. (доверенность от 01.02.2018 N 08-08-2018/1), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица — Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-732/2016, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация «Единая транспортная дирекция» (далее — организация, заявитель, дирекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2015 N 03-08/15-224 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) в виде 500 тысяч рублей штрафа.
Решением суда от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.10.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы нарушением административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. При этом суды указали, что прокуратурой вынесено одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по всем фактам нецелевого использования денежных средств без ссылки на совершение организацией 14 самостоятельных административных правонарушений и без их выделения в самостоятельные составы административного правонарушения. Таким образом, у административного органа отсутствовали основания для квалификации каждого факта нецелевого использования денежных средств как самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее — управление), являющееся правопреемником административного органа, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Южная транспортная прокуратура (далее — прокуратура) совместно с управлением в период с 08.09.2015 по 02.10.2015 провела проверку дирекции по вопросу законности расходования средств субсидий, выделенных из федерального бюджета в целях развития транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна, обустройства Керченской паромной переправы, организации перевозок пассажиров и грузов на территорию Крымского полуострова.
В ходе проведения проверки установлены факты расходования дирекцией в 2014-2015 годах средств федерального бюджета (средств субсидии) не по целевому назначению.
По выявленным фактам нецелевого использования денежных средств в отношении дирекции прокуратурой вынесено постановление от 16.11.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса. Материалы проверки вместе с указанным постановлением направлены в адрес административного органа для рассмотрения вопроса о привлечении дирекции к административной ответственности.
Постановлением административного органа от 16.12.2015 N 03-08/15-224 дирекция привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса в виде 500 тысяч рублей штрафа.
Организация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества.
Относительно заявленных управлением в кассационной жалобе доводов о соблюдении им процедуры привлечения дирекции к административной ответственности необходимо указать следующее.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суды установили, что прокуратура возбудила в отношении общества одно дело по статье 15.14 Кодекса по конкретному деянию, заключающемуся в совершении дирекцией 14 расчетных операций, имеющих признаки нецелевого расходования бюджетных средств. Указанные действия квалифицированы прокуратурой как одно правонарушение, по которому составлено одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Резолютивная часть указанного постановления не содержит указания на возбуждение административных дел (производств) в отношении каждой расчетной операции.
В свою очередь административный орган на основании указанного постановления прокурора вынес 14 постановлений от 16.12.2015 о назначении административного наказания отдельно по каждой расчетной операции, в том числе оспариваемое постановление N 03-08/15-224, по которому постановление о возбуждении дела об административном правонарушении или протокол об административном правонарушении не составлялись. Дирекция о рассмотрении данного дела как отдельного административного производства не уведомлялась.
Вместе с тем суды указали, что действующим законодательством такое процессуальное действие не предусмотрено. Не допускается назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и обеспечения предусмотренных законом процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о необходимости признания постановления от 16.12.2015 N 03-08/15-224 незаконным и его отмене.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу N А32-732/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
——————————————————————