АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2024 г. по делу N А63-19096/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя — государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Пятигорский межрайонный родильный дом», заинтересованного лица — Филиала N 9 государственного учреждения — Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А63-19096/2022, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Пятигорский межрайонный родильный дом» (далее — роддом) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительными решения и требование Филиала N 9 государственного учреждения — Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — фонд) об отказе в возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 04.08.2022 N 260922400000304 и от 23.08.2022 N 260922700000201.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2023, оставленным без изменения в постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2024, требования удовлетворены по мотиву недоказанности фондом оснований для отказа в возмещении за счет страхователя перечисленного застрахованному лицу страхового возмещения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился фонд, просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что роддом предоставил недостоверные сведения для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что 02.09.2020 роддом представил в фонд в электронном виде сведения (реестр и заявление), содержащие данные для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Карапетян Р.А. (застрахованное лицо) за 19.08.2020 — 29.10.2021, где содержались сведения о СНИЛСе работника N 149-335-954-97. Фонд назначил и производил этому лицу выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период 19.08.2020 — 29.10.2021. При принятии и рассмотрении переданных 02.09.2020 сведений фонд выявил неактуальность указанного СНИЛСа работника, роддому предложено в кратчайшие сроки выяснить данные СНИЛСа Карапетян Р.А. и внести соответствующие изменения в документы, направленные фонду 02.09.2020. Роддом 16.09.2020 сформировал и направил фонду в виде электронного файла реестр сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, с приложением сведений о застрахованном лице, содержащий измененный СНИЛС работника — 210-780-451-30 с отметкой «пересчитать ранее назначенное пособие». Переданные 16.09.2020 документы в электронном виде прошли контроль фонда и приняты им как первичные расчеты выплаты пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Карапетян Р.А., имеющему другой СНИЛС — 210-780-451-30. Фонд повторно выплатил ежемесячное пособие тому же застрахованному лицу Карапетян Р.А., в том числе за период с 01.01.2021 по 30.09.2021, в общей сумме 110 780 рублей 64 копейки. Затем фонд провел камеральную проверку полноты и достоверности сведений, представленных страхователем сведений и документов, в результате которой выявил излишнюю им расходов на эту сумму в связи с наличием у застрахованного лица двух СНИЛСов (149-335-954-97 и 210-780-451-30), что зафиксировано в акте в акте от 13.07.2022 N 260922400000302. Фонд вынес решение от 04.08.2022 N 260922400000304, предложил роддому возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 110 780 рублей 64 копейки. Также фонд направил требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 23.08.2022 N 260922700000201 в размере 110 780 рублей. Роддом обжаловал решение и требование фонда в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования по делу, суд исходил из следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Исходя из пункта пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Законом N 165-ФЗ страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ).
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Суд установил, что Карапетян Р.А. является сотрудником роддом на основании заключенного трудового договора, в отношении нее наступил страховой случай с предоставлением отпуска по уходу за ребенком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (в редакции 13.11.2019) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее — Положение N 294).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения N 294, в территориальный орган фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее — реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются фондом (пункт 4 Положения N 294).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым пункта 6 Положения N 294, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя (пункт 8 Положения N 294).
Пунктом 16 Положения N 294 установлено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 6, 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2021 все субъекты Российской Федерации перешли на прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (выплаты производятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам).
Особенности назначения и выплаты в 2021 году отдельных видов страхового обеспечения установлены в «Положении об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее — Положение N 2375).
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 19 Положения N 2375).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения (часть 1). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2). Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными фондом.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Суд указал, что фонд не представил пояснения о том, почему 16.09.2020 системой контроля передачи данных не выявлено дублирование документов по серии и номеру свидетельства о рождении, дате рождения и ФИО ребенка, корректность которых фонд не оспаривает. Роддом при направлении документов фонду 16.09.2020 в связи с необходимостью внесения изменений о номере СНИЛСа застрахованного лица Карапетян Р.А. не допустил каких-либо действий, повлекших излишнюю выплату фондом пособия по уходу за ребенком. Причинно-следственная связь между вменяемым роддому нарушением и возникшими убытками фонда в рассматриваемом случае отсутствует.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
При подаче спорных данных роддом фактически дублировал основные записи, которые являются основанием страхового случая на приобретение права работником на получение пособия по уходу за ребенком, такие, как — серии и номера свидетельства о рождении, дате рождения и ФИО ребенка. Эти сведения должны подвергаться тщательной проверке фондом, в том числе путем сопоставления его электронных, информационных ресурсов, а также представленных страхователем данных, и соответствующие изменения (в том числе об измененном номере СНИЛСа уже состоявшего на учете застрахованного лица) фонду следует вносить в собственные информационные ресурсы после их сопоставления и проверки с уже существующими данными. Ненадлежащая организация этой работы, проведение которой вменено законом в том числе страховщику, не является основанием для возложения в данном случае ответственности на страхователя при установленных судом фактических обстоятельствах дела. Последний, как правильно установил суд, никаких достоверных сведений фонду не представлял, об изменении номера СНИЛСа из-за изменения фамилии застрахованным лицом фонду сообщил, и объединение СНИЛСов в один номер в отношении одного и того же застрахованного лица находилось не только в пределах контроля фонда, но и напрямую отнесено к его компетенции.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 15.1 Закона N 255-ФЗ).
У фонда имелась возможность получить информацию о наличии у застрахованного лица страхового случая и выплаченных в связи с его наступлением сумм страхового возмещения, его оснований и периодах выплат, а также имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия соответствующего решения, в то время как у страхователя такая возможность отсутствовала, в связи с чем действия страхователя по представлению реестров сведений не находились в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного пособия.
С учетом изложенных обстоятельств выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом в совокупности и взаимосвязи имеющихся в материалах дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 — 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А63-19096/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
——————————————————————