Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2019 N Ф06-52750/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2019 г. N Ф06-52750/2019

Дело N А57-2577/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Государственного учреждения — Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — Сероштановой С.Н., доверенность от 26.12.2018,
Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» — Николаевой С.А., доверенность от 01.08.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019
по делу N А57-2577/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», заинтересованные лица: Государственное учреждение — Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Инспекция федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова, Лопатина Кристина Алексеевна (г. Саратов) о признании незаконным решения Государственного учреждения — Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.12.2018 N 1912,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее — ООО «Перспектива», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения — Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ГУ — Саратовского регионального отделения ФСС РФ, фонд) N 1912 от 11.12.2018 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об обязании Государственного учреждения — Саратовское региональное отделение ФСС РФ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Перспектива» путем проведения действий по зачету расходов и выделению средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2019 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель фонда в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, фонда, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, ООО «Перспектива» обратилось в филиал N 5 Отделения Фонда за выделением средств на выплату страхового обеспечения в сумме 21 932,99 рублей за 3 квартал 2018 г. (пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Лопатиной К.А. за период с 26.02.2018 по 30.09.2018).
По факту данного обращения проведена камеральная проверка ООО «Перспектива», в ходе которой установлено, что решением филиала N 5 Отделения Фонда N 8 от 16.04.2018 было отказано в возмещении расходов по выплату страхового обеспечения — пособия по беременности и родам Лопатиной К.А., поскольку страхователь в лице генерального директора злоупотребил своим правом, формально оформил принятие на работу Лопатиной К.А. за 7 календарных дней перед наступлением права на отпуск по беременности и родам, без реального выполнения последней трудовых обязанностей, с целью получения средств на выплату пособия за счет средств Фонда социального страхования.
Решение N 8 от 16.04.2018 филиала N 5 Отделения Фонда об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения не было обжаловано ООО «Перспектива», вступило в законную силу.
В период с 05.11.2018 по 15.11.2018 Филиалом проведена проверка на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете, представленном страхователем в налоговый орган, в связи с обращением страхователя за выделением средств за период с 01.03.2018 по 30.09.2018.
11.12.2018 вынесено решение N 1912 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Закона N 165-ФЗ).
Как следует из части 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из пунктов 1, 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Материалами проверки установлено, что штатным расписанием ООО «Перспектива», утвержденным 09.01.2017, предусмотрены следующие должности: генеральный директор с окладом 10 000,00 руб., главный бухгалтер на 0,5 ставки с окладом 3500,00 руб., менеджер по страхованию в количестве 2-х единиц со сдельной оплатой труда.
С момента утверждения штатного расписания все должности, кроме должности генерального директора, являлись вакантными.
02.10.2017 были оформлены документы о приеме Лопатиной К.А. на должность менеджера по страхованию со сдельной оплатой труда (трудовой договор N 1 от 02.10.2017, приказ N 1 от 02.10.2017), в табеле учета рабочего времени за октябрь 2017 г. проставлены рабочие дни с 02.10.2017 по 06.10.2017, однако заработная плата за этот период времени не начислена.
В соответствии с приказом N 2 от 09.10.2017 Лопатиной К.А. предоставлен отпуск по беременности и родам с 09.10.2017 по 25.02.2018 (листок нетрудоспособности N 268945257194).
После оформления Лопатиной К.А. отпуска по беременности и родам и на момент проведения проверки — с 14.03.2018 по 16.03.2018 должность менеджера по страхованию оставалась вакантной.
В справке — подтверждения основного вида деятельности, заявленного в ФСС, поданной 13.04.2018 основным видом деятельности данной организации в 2017 году, являлась деятельность страховых агентов и брокеров ОКВЭД 66.22. Согласно выписке из ЕГРЮЛ и расчета по страховым взносам за 2017 год, указан ОКВЭД 69, деятельность в области права, в дополнительных видах деятельности ОКВЭД 66.22 не указан.
Какие-либо доказательства в подтверждение исполнения Лопатиной К.В. трудовых обязанностей в период с 02.10.2017 по 06.10.2017 заявителем не представлены.
Судами установлено, что директор ООО «Перспектива» И.А. Бушуева и Лопатина К.А. (ранее Бушуева) являются матерью и дочерью.
Лопатина К.А. осуществляла деятельность по представлению интересов ООО «Перспектива» на основании выданных директором доверенностей от 11.09.2017, от 11.01.2017, т.е. на основании гражданско-правовых отношений, а не трудовых. Должность Лопатиной К.А. в доверенностях не указана, т.к. она представляла интересы как физическое лицо.
Допрошенный свидетель бухгалтер ООО «Перспектива» — Загрядскова Л.И. подтвердил, что в трудовые отношения К.А. Лопатина вступила именно за несколько дней до ухода в отпуск по беременности.
Также, свидетель подтвердил, что заявления о принятии Лопатиной К.А. на работу от 02.10.2017 и о предоставлении отпуска по уходу за ребенком от 25.02.2018 полностью выполнены бухгалтером ООО «Перспектива» — Загрядсковой Л.И., в том числе подписи. К.А. Лопатина самостоятельно данные заявления не оформляла.
Как верно указали суды, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что страхователь злоупотребил своим правом самостоятельно принимать на работу работников, преднамеренно оформил на работу Лопатину К.А. на позднем сроке беременности, на короткий срок — за 7 календарных дней, перед наступлением права на отпуск по беременности и родам.
Фактическое содержание правоотношений между ООО «Перспектива» и Лопатиной К.А. направлено на умышленное создание «искусственной» экономически необоснованной ситуации с целью получения возмещения из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации денежных средств.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о доказанности того факта, что страхователем сознательно учтены положения действующего законодательства для получения максимально возможного возмещения пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суды правомерно отметили, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
При указанных обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отказе об удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводов судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами при рассмотрении спора норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2019 по делу N А57-2577/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
——————————————————————