АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2023 г. N Ф06-8471/2023
Дело N А72-13736/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области — Знайкиной Е.Н., доверенность от 30.12.2022,
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА ЛЮКС», извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА ЛЮКС»
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023
по делу N А72-13736/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА ЛЮКС» (ОГРН 1117329002438, ИНН 7329004869) к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 16.08.2022 N 5,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФА ЛЮКС» (далее — Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее — Управление, налоговый орган) о проведении выездной налоговой проверки от 16.08.2022 N 5.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.02.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023, в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, назначение очередной выездной налоговой проверки в 2022 году с учетом окончания предыдущей выездной проверки в 2021 году уже само по себе указывает на избыточное и неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Как видно из материалов дела, решением Управления от 16.08.2022 N 5 в отношении Общества назначена выездная налоговая проверка по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Заявитель в порядке, установленном статьей 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговой орган.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Приволжскому федеральному округу от 16.09.2022 N 07-08/2006@ решение Управления от 16.08.2022 N 5 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества — без удовлетворения.
Не согласившись с решением Управления от 16.08.2022 N 5, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 31, 32, 33, 82, 87 НК РФ, пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ, и обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (налоговый контроль).
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 87 НК РФ в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован в статье 89 НК РФ, согласно которой выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено главой 14 НК РФ. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О указано, что НК РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка по общему правилу проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 НК РФ); такая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, решение Управления от 16.08.2022 N 5 содержит все предусмотренные статьей 89 НК РФ реквизиты, при этом проверяемый период (2020, 2021 годы) ранее выездной налоговой проверке не подвергался; предыдущая выездная налоговая проверка проведена в период с 08.07.2020 (дата начала проверки) по 06.07.2021 (дата окончания проверки).
Следовательно, как обоснованно посчитали суды, налоговым органом соблюдено условие о запрете проведения в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, поскольку оспариваемым решением выездная налоговая проверка назначена 16.08.2022.
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных статьей 89 НК РФ, исключающих возможность назначения в 2022 году выездной налоговой проверки за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в данной ситуации отсутствовала совокупность предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания решения Управления от 16.08.2022 N 5 недействительным, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы — установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А72-13736/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
——————————————————————