Документ предоставлен КонсультантПлюс
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2018 г. по делу N А40-73817/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2018
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2018
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу — акционерного общества Центр трудовой и медико-социальной реабилитации инвалидов «Экран» — Королевой Л.С., Сарина С.В. (представителей по доверенности от 27.04.2018);
от Департамента городского имущества города Москвы — Забариновой Н.С. (представителя по доверенности от 27.12.2017);
от Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве — Болотиной И.А. (представителя по доверенности от 16.01.2018);
рассмотрев 11.07.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 06.10.2017,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 29.01.2018,
принято судьями Лящевским И.С., Панкратовой Н.И., Савенковым О.В.,
по делу N А40-73817/2017
по заявлению акционерного общества Центр трудовой и медико-социальной реабилитации инвалидов «Экран»
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве
об установлении ставки арендной платы по договору аренды земельного участка,
установил:
акционерное общество Центр трудовой и медико-социальной реабилитации инвалидов «Экран» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее также — департамент), в котором с учетом принятых судом изменений требований просило установить ставку арендной платы по договору долгосрочной аренды земельного участка от 18.05.2012 N М-01-037300 за 2016 год в размере 1 рубль и за 1 полугодие 2017 года в размере 50 копеек.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве (далее — управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе департамент просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
До заседания 11.07.2018 в суд от общества поступили дополнительные пояснения к отзыву с приложением дополнительных документов.
В приобщении дополнительных пояснений к отзыву с приложением дополнительных документов отказано ввиду отсутствия доказательств их направления лицам, участвующим в деле, а также ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по сбору новых доказательств.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители общества возражал против доводов кассационной жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Представитель управления оставил принятие решения по кассационной жалобе департамента на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом и Департаментом земельных ресурсов города Москвы (ныне — Департамент городского имущества г. Москвы) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка от 18.05.2012 N М-01-037300 (далее также — договор), по условиям которого обществу предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002017:93 площадью 10 206 кв. м, имеющий следующие адресные ориентиры: г. Москва, ул. Пятницкая, вл. 16, стр. 3, 6-8, 9-10, 11,12, Климентовский пер., вл. 12, стр. 4, 6-18 (пункт 1.1). Договор заключен сроком до 17.11.2060 года (пункт 2.1).
Общество направило департаменту запросы от 22.12.2016 N 010570 и от 15.03.2017 N 0001789 о выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор в части расчета ставки годовой арендной платы в целях оформления льготной ставки размера арендной платы за пользование землей в 2016 г. и 2017 г. из расчета ставки ежегодной арендной платы в размере 1 рубль, основываясь на положениях Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон Москвы N 74) и Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы на землю в городе Москве» (далее — Постановление Правительства Москвы N 273-ПП).
Согласно пункту 3.4 договора (арендатором по которому выступает общество) исчисление и уплата арендной платы в ином размере (в том числе введение в действие, прекращение действия, изменение величины льгот и повышающих коэффициентов) начинается со дня, с которого в соответствии с актом органа государственной власти предусматривается такое изменение (введение, прекращение действия).
Письмами от 05.04.2017 N 33-5-42307/17-(0)-1 и от 01.02.2017 N 33-5-198036/16-(0)-1 департамент сообщил обществу об отказе в выдаче дополнительного соглашения о внесении испрашиваемых изменений в договор.
Общество, не согласившись с департаментом и полагая, что оно имеет право на применение льготной ставки арендной платы по договору, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3.1 Закона Москвы N 74 освобождаются от налогообложения организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве.
Согласно примечанию 1 к Ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 273-ПП) размер платы за аренду земельных участков, арендуемых организациями и физическими лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, установлен 1 рубль.
Пунктом 4.7 Постановления Правительства Москвы N 273-ПП департаменту дано указание при обращении арендатора земельного участка пересматривать размер ставки арендной платы в случае использования арендатором труда инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди его работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 30 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых им для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе условия договора аренды земельного участка от 18.05.2012 N М-01-037300, руководствуясь нормами статей 1, 11, 23, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Москвы N 273-ПП, суды, установив, что общество соответствует критериям, которые установлены региональным законодательством к организациям (среднесписочная численность инвалидов не менее 30%, доля в ФОТ не менее 25%), применяющим труд инвалидов и относится к организациям, имеющим право на льготы по арендной плате земельного участка, представило подтверждающие эти обстоятельства документы, касающиеся 2016 и 2017 гг., пришли к выводу о наличии оснований для установления ставки арендной платы по договору за 2016 год в размере 1 рубль и за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 50 копеек за полугодие.
Суды, отклоняя довод департамента об обязанности общества предоставлять документы в налоговые органы, подтверждающие установление налоговой льготы, освобождающие общество от уплаты земельного налога, исходили из того, что такой обязанности у общества не имеется, поскольку общество как арендатор не является плательщиком земельного налога. В связи с этим суды пришли к выводу о том, что обязанность по предоставления документов о наличии в штате работников-инвалидов в налоговый орган не лежит на обществе.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам (в том числе договору аренды, его условиям), отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 — 5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Указание суда первой инстанции о незаконности отказов департамента от 05.04.2017 N 33-5-42307/17-(0)-1 и от 01.02.2017 N 33-5-198036/16-(0)-1, вопреки доводам кассационной жалобы департамента, не является основанием для вывода о принятии судом первой инстанции неправильного решения.
Ссылка департамента в кассационной жалобе на пункт 4.5 Постановления Правительства Москвы N 273-ПП (упоминавший заключения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы) отклоняется, поскольку данный пункт утратил силу еще в 2014 году (Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2014 N 194-ПП), в связи с чем не подлежал применению при разрешении настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы департамента также не свидетельствуют о нарушении судами норм права, направлены на переоценку установленных ими по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Что касается ссылки департамента на судебные акты по делу N А40-185161/2016, А40-175757/2016, то она не может быть принята, поскольку эти судебные акты основаны на других обстоятельствах, в том числе при других документах, представленных в подтверждение испрашиваемой льготы по арендной плате, ином содержании договоров аренды.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А40-73817/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судья
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
——————————————————————