Документ предоставлен КонсультантПлюс
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2019 г. N Ф03-1827/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Мельниковой Н.Ю., Тарасова И.А.
при участии:
от ФГУП «Почта России»: Солтанов Т.Я., представитель по доверенности от 28.12.2018 N 62-2018; Полякова И.В., представитель по доверенности от 08.01.2019 N 86-2-18
от ОАО «СахМП»: Вагин Е.А., представитель по доверенности от 26.12.2018 N 2112
от АО «ТЭК «Дальтранссервис»: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Транспортно-экспедиторская компания» «Дальтранссервис», открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019
по делу N А59-4884/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции — судья Ким С.И., в суде апелляционной инстанции — судьи Засорин К.П., Ветошкевич А.В., Мокроусова Л.А.
по иску федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»
к открытому акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство», акционерному обществу «Транспортно-экспедиторская компания «Дальтранссервис»
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Морские паромные линии «Ванино-Сахалин»
об обязании производить перевозки почтовых отправлений и денежных средств ФГУП «Почта России», его работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства в почтовом транспорте ФГУП «Почта России» на переправе «Ванино-Холмск» через Татарский пролив вне очереди, безвозмездно
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее — ФГУП «Почта России», предприятие; ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, адрес (место нахождения): 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство» (далее — ОАО «СахМП»; ОГРН 1026501017828, ИНН 6509000854, адрес (место нахождения): 694620, Сахалинская область, Холмский район, г. Холмск, ул. Победы, 18 А), акционерному обществу «Транспортно-экспедиторская компания «Дальтранссервис» (далее — АО «ТЭК «Дальтранссервис»; ОГРН 1026500543640, ИНН 6501099425, место нахождения: 693006, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 304 Г) об обязании производить перевозки почтовых отправлений и денежных средств ФГУП «Почта России», его работниками, сопровождающими почтовые отправления и денежные средства в почтовом транспорте ФГУП «Почта России» на переправе «Ванино-Холмск» через Татарский пролив, вне очереди, безвозмездно (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 10.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Морские паромные линии «Ванино-Сахалин».
Решением от 19.11.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 решение суда от 19.11.2018 отменено, заявленные исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчиков обеспечить истцу беспрепятственное пользование услугами по перевозке посредством паромной переправы через Татарский пролив между портами Ванино и Холмск почтового транспорта ФГУП «Почта России», почтовых отправлений и сопровождающих работников безвозмездно и вне очереди в соответствии с графиком работы перевозчика.
Законность вынесенного по делу постановления апелляционного суда проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам ОАО «СахМП» и АО «ТЭК «Дальтранссервис», полагающих, что апелляционным судом нарушены нормы материального права, дана неверная квалификация отношениям сторон, неполно выяснены фактические обстоятельства дела. В этой связи податели кассационных жалоб просят обжалуемое по делу постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе.
В обоснование своей правовой позиции общество «ТЭК «Дальтранссервис» указало, что к спорным правоотношениям сторон подлежат применению нормы Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ), поскольку между портами Ванино и Холмск официально зарегистрирована морская линия, при этом параллельное существование морской линии и паромной переправы на одном и том же сообщении нормами КТМ РФ не допускается. Указывает, что приведенные апелляционным судом ссылки на ряд нормативных актов и судебных решений не свидетельствуют о наличии паромной переправы Ванино-Холмск, так как в них воспроизводится обиходное выражение «паромная переправа». Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, так как осуществление перевозок почтовых отправлений на линиях морского транспорта должно производиться на основании договора, о чем свидетельствует поведение истца о направлении в адрес ответчиков оферты от 23.05.2018 исх. N 11.11171-01/2318 с предложением заключить соглашение на предоставление права пользования паромами, следовательно, между сторонами фактически возник спор об урегулировании разногласий при заключении договора морской перевозки грузов. Приводит доводы о наличии альтернативного способа доставки почтовой корреспонденции в Сахалинскую область посредством наличия регулярных линий Владивосток-Корсаков, обслуживаемых как ОАО «СахМП», так и иными перевозчиками — FESCO, ОАО «Камчатские линии», ООО «ДВЛК». Считает, что удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд фактически легализовал безвозмездное оказание услуг ФГУП «Почта России» по морской перевозке почтовых отправлений, что противоречит запрету, установленному нормой подпункта 4 пункта 1 статьи 575 ГК РФ.
ОАО «СахМП» в своей кассационной жалобе привело доводы о том, что маршрут перевозки между портами Ванино и Холмск проходит по Татарскому проливу, соединяющему Японское и Охотское моря, то есть является водным объектом, который нормами статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации классифицирован в качестве отдельной части моря; нормами действующего законодательства о торговом мореплавании существование переправ на морском транспорте не предусмотрено; нормами законодательства о почтовой связи не раскрыто понятие «переправы»; источники, ссылками на которые суд обосновал наличие на маршруте Ванино-Холмск паромной переправы, не бесспорны (либо не имеют юридического значения, либо не конкретны). Настаивает на наличии по указанному маршруту морской линии, а не паромной переправы. Отмечает, что удовлетворяя требования истца, апелляционный суд нарушил принципы гражданского права, а именно принцип приобретения и осуществления лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе. Считает, что в результате удовлетворения иска ответчиком понесены убытки в виде упущенной выгоды, в то время как истец получит дополнительную прибыль в результате экономии на оплате морской перевозки.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП «Почта России» просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО «СахМП» и ФГУП «Почта России» привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационных жалоб и отзыва на них пояснения.
АО «ТЭК «Дальтранссервис», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории обслуживания УФПС Сахалинской области — филиала ФГУП «Почта России» доставку почтовой корреспонденции и денежных средств осуществляет обособленное структурное подразделение УФПС Хабаровского края — филиал ФГУП «Почта России» с использованием автомобильного транспорта, что подтверждается Планом направления посылочной почты и бандеролей с объявленной ценностью, не оплаченных по авиатарифу из Хабаровского МСЦ на 2018 год.
Доставка почтовой корреспонденции на о. Сахалин, за исключением пересылаемой авиатранспортом, возможна посредством паромной переправы Ванино-Холмск (Холмск-Ванино) через Татарский пролив. На линии Ванино-Холмск протяженностью 137 морских миль работают 3 парома: Сахалин-8, Сахалин-9, Сахалин-10. Рейсы выполняются ежедневно, круглосуточно, круглогодично за плату. АО «ТЭК «Дальтранссервис» является агентом ОАО «СахМП».
Полагая, что пользование паромной переправой Ванино-Холмск-Ванино организацией почтовой связи должно осуществлять на безвозмездной основе, ФГУП «Почта России» обратилось с офертой и письмами к ответчикам с предложениями о заключении договоров безвозмездного пользования паромной переправой Ванино-Холмск-Ванино, которые последними оставлены без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями, мотивированные ссылками на положения абзаца 5 статьи 32 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи).
Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием исковых требований, суд первой инстанции указал, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы части 1 статьи 103 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ), поскольку ответчики фактически оказывают услуги по перевозке грузов по морской линии в соответствии с КТМ РФ и Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР 17/24.04.1956, подлежащие оплате за установленную плату.
Отменяя решение суда и признавая требования предприятия обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд апелляционной инстанции исходил из того, что связь острова Сахалин с материком осуществляется посредством паромной переправы Ванино-Холмск; термин «морская линия» не исключает возможности перевозки судами грузов и (или) пассажиров по морской линии через переправу; обязанность осуществлять перевозки почтовых отправлений и денежных средств организациями федеральной почтовой связи вне очереди и на безвозмездной основе на постоянных и временных переправах через реки, каналы и другие водные объекты императивно закреплена положениями Закона о почтовой связи.
Поддерживая выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд округа основывается на следующем.
В соответствии с абзацами 13, 14 статьи 2 Закона о почтовой связи под организациями федеральной почтовой связи понимаются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также акционерное общество «Почта России»; под организации почтовой связи понимаются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о почтовой связи в соответствии со своим назначением почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Закона о почтовой связи деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципа доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею.
Согласно пунктам 1.3 и 2.1 Устава ФГУП «Почта России», утвержденного приказом Минкомсвязи России от 10.05.2018 N 215, предприятие является коммерческой организаций; предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; предприятие создано в целях предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации; предприятие выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи.
Таким образом, ФГУП «Почта России» является лицом, специально созданным для реализации установленных государством гарантий в области почтовой связи.
В свою очередь согласно сведениям о видах деятельности общества «СахМП», отраженными в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, общество оказывает услуги по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, о чем имеет соответствующие лицензии NN МР-2 000470, МР-1 000481, МР-2 002869, выданные Дальневосточным управлением государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Для надлежащей деятельности организаций почтовой связи в целях бесперебойной и регулярной поставки всех видов почтовых отправлений Законом о почтовой связи установлены преимущества для указанных организаций, в том числе на осуществление перевозок почтовых отправлений и денежных средств, работников организаций почтовой связи, сопровождающих почтовые отправления и денежные средства, на постоянных и временных переправах через реки, каналы и другие водные объекты, а также по платным автомобильным дорогам вне очереди, безвозмездно (часть 5 статьи 32 Закона о почтовой связи).
Таким образом, освобождение организаций почтовой связи от внесения платы за перевозку почтовых отправлений на переправах через водные объекты направлено на реализацию основополагающего принципа доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средства получения информации и обмена ею, на основе которого осуществляется деятельность в области почтовой связи.
В настоящее время в соответствии с пунктом 3.9 Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 10.04.2015 N 105 (далее — Концепция), назначенному оператору почтовой связи предоставляются преференции в виде права безвозмездного и внеочередного проезда для почтового транспорта назначенного оператора почтовой связи на постоянных и временных переправах, а также по платным автомобильным дорогам. В силу пункта 3.5 Концепции назначенным оператором почтовой связи является ФГУП «Почта России».
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).
Статья 1 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, противоположность выводов судов первой и апелляционной инстанции относительно обоснованности заявленных предприятием требований основана на различном толковании понятия «переправа» и возможности применения данного понятия к маршруту между портами Ванино-Холмск (Холмск-Ванино). При этом оспаривая заявленные предприятием требования, ответчики указывали на регистрацию между указанными портами морских линий (регистрационные номера ДВ-6/3, ДВ-6/5), а не паромной переправы.
Морские порты и (или) морские терминалы, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 162-р, относятся к видам объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (далее — Схема территориального планирования). Правовой акт опубликован 28.03.2013 на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru),
Позиции 1 и 29 подраздела «Морской транспорт» раздела I Схемы территориального планирования предусматривают реконструкцию береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного терминала Ванино — Холмск в морских портах Ванино и Холмск.
Наличие паромной переправы Ванино — Холмск, обеспечивающей устойчивую связь острова Сахалин с материком, отражено в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480.
Указание на наличие паромной переправы на линии Ванино — Холмск отражено в Обязательных постановлениях в морском порту Холмск, утвержденных приказом Минтранса РФ от 27.02.2012 N 51, и Обязательных постановлениях в морском порту Ванино, утвержденных приказом Минтранса РФ от 13.12.2012 N 431.
Таким образом, использование в отношении линии Ванино-Холмск понятия «паромная переправа» основано не только на уровне обывательского толкования, но и нормативно закреплено в соответствующих актах органов государственной власти.
Апелляционный суд, приняв во внимание понятие «морская линия», закрепленное в статье 114.1 КТМ РФ, и с учетом писем Федерального агентства морского и речного транспорта от 16.10.2018 N УБС-1910, от 02.11.2018 N АП-29/12289, обоснованно отметил, что перевозка судами грузов и (или) пассажиров может осуществляться по морской линии через переправу.
В то же время нормы КТМ РФ не содержат понятий «переправа», «паромная переправа».
Однако согласно пункту 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623, подлежащего применению на основании части 6 статьи 13 АПК РФ, под паромной переправой понимается участок водного пути с причальными сооружениями и курсирующими на нем специализированными судами-паромами.
Апелляционным судом верно установлено, что перевозка ОАО «СахМП» через Татарский пролив пассажиров, груза и багажа с использованием паромов Сахалин-8, Сахалин-9, Сахалин-10 является именно переправой, осуществляемой не путем проезда через инженерное сооружение (мост), а путем перевозки морским транспортом, что обусловлено особенностями географического положения островной части территории.
То обстоятельство, что общество «СахМП» оказывает услуги по переправе, прямо подтверждено перевозочными документами, оформленными с юридическими лицами, что нашло отражение в маршрутной книжке N 0131 от 01.03.2017 с указанием на страхование транспортных средств в качестве груза на период морской перевозки через паромную переправу Ванино — Холмск.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно признал требования ФГУП «Почта России» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, неверной квалификация отношений сторон отклоняются исходя из вышеизложенного.
Учитывая, что нарушений норм материального и (или) процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено, следует признать, что обжалуемое апелляционное постановление отмене по приведенным в кассационных жалобах доводам не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А59-4884/2018 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
И.А.ТАРАСОВ
——————————————————————