АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2019 г. N Ф03-2039/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: И.М. Луговой, Л.М. Черняк
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат Бор» — Титова В.И., представитель по доверенности от 02.11.2015 N 9;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю — Михновец О.П., представитель по доверенности от 06.11.2018 N 03-16/040550; Горяченко О.В., представитель по доверенности от 19.04.2019 N 03-16/042509;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019
по делу N А51-12922/2018
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат Бор» (ОГРН 1122540001704, ИНН 2540179638, место нахождения: 692443, Приморский край, г. Дальнегорск, пр-т. 50 лет Октября, 289, 22)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (ОГРН 1042501251814, ИНН 2505005607, место нахождения: 692446, Приморский край, г. Дальнегорск, пр-т. 50 лет Октября, 89)
о признании незаконными действий налогового органа по отказу в принятии отчетности
общество с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат Бор» (далее — общество, налогоплательщик, ООО «ДХК «Бор») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Приморскому краю (далее — налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий по отказу в принятии по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) налоговой декларации по налогу на добавленную (далее — НДС) за 4 квартал 2017 года, по транспортному налогу за 4 квартал 2017 года, расчета по страховым взносам за 4 квартал 2017 года, сведений о среднесписочной численности работников за 2017 год (далее — налоговая отчетность); обязании принять указанную налоговую отчетность.
Решением суда от 04.12.2018 в удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 решение суда первой инстанции от 04.12.2018 отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия инспекции об отказе в приеме по ТКС налоговой отчетности ООО «ДХК «Бор». Также обязал инспекцию принять налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года, сведения о среднесписочной численности работников за 2017 год, расчет по страховым взносам за 4 квартал 2017 года, налоговую декларацию по транспортному налогу за 4 квартал 2017 года.
Законность постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), по кассационной жалобе налогового органа с учетом дополнений, полагающего, что обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что спорная отчетность подписана уполномоченным лицом.
Ссылаясь на подпункт 2 пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), пункт 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее — Методические рекомендации N ММВ-7-6/398@), пункт 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность» в программном обеспечении местного уровня, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@ (далее — Порядок N ММВ-7-6/200@) настаивает на правомерности оспариваемых действий.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на несостоятельность изложенных в кассационной жалобе доводов; просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции как законное и обоснованное.
Определением суда от 30.05.2019 судебное заседание откладывалось на 11 часов 30 минут 26.06.2019. Определением суда от 25.06.2019 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведено изменение состава суда, рассматривающего дело, рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Ввиду того, что суд кассационной инстанции не наделен соответствующими полномочиями по приобщению к материалам дела дополнительных документов (часть 2 статьи 287 АПК РФ), представленные в суд округа дополнительные документы (доказательства), подлежат возврату заявителю кассационной жалобы.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе с учетом дополнений к ней и отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом дополнений, отзыва, заслушав представителей, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО «ДХК «Бор» направило в инспекцию по ТКС спорную налоговую отчетность.
Однако в приеме отчетности инспекцией отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее — Административный регламент N 99н): код ошибки 0100500000: неправильное указание (отсутствие) сведений о доверенности; код ошибки 0100500001: отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе, что подтверждается уведомлением об отказе в приеме налоговой отчетности.
Не согласившись с решением инспекции об отказе в принятии налоговой отчетности, обществом подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 12.03.2018 N 13-09/088690 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
ООО «ДХК «Бор» повторно обратилось в вышестоящий налоговый орган с жалобой, которая оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 16.05.2018 N 13-09/17628@.
Посчитав, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в принятии по ТКС налоговой отчетности, не отвечают требованиям закона и нарушают его права, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который ООО «ДХК «Бор» в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, заявленное обществом требование удовлетворил. Руководствуясь положениями статьи 80 НК РФ, пункта 1 статьи 185, пункта 4 статьи 185.1, статьи 188 ГК РФ, пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), статей 6.1, 10, 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», Административного регламента N 99н, Методических рекомендаций N ММВ-7-6/398@, приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@ «Об утверждении информационного ресурса «Доверенность», пришел к выводу о том, что оснований для отказа в принятии налоговой отчетности у инспекции не имелось, оспариваемый отказ затрагивает права и законные интересы общества.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют действующему налоговому законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом N 99н.
Пунктом 213 Административного регламента N 99н установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: 1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; 2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; 3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 214 Административного регламента N 99н при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: 1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); 2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
Согласно пункту 28 Административного регламента N 99н основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются: 1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; 2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; 3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); 4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации — заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; 5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; 6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
При наличии хотя бы одного, из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента N 99н, и в отсутствие в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в пункте 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 1.11 Методических рекомендаций N ММВ-7-6/398@, при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.
Указанное требование также отражено в пункте 1 раздела 1 Порядка N ММВ-7-6/200@, согласно которому доверенность на бумажном носителе направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций и предоставления налоговой отчетности по ТКС.
Из обстоятельств дела следует, что обществом в налоговый орган по ТКС представлена налоговая отчетность (16.01.2018 налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, 22.01.2018 сведения о среднесписочной численности работников за 2017 год, 25.01.2018 расчет по страховым взносам за 4 квартал 2017 года, 26.01.2018 налоговая декларация по транспортному налогу за 4 квартал 2017 года), подписанная с использованием ЭЦП Панафидиной И.А.
Суд апелляционной инстанции установил, что 02.08.2016 ООО «ДХК «Бор» в лице генерального директора Меркулова П.В. была выдана доверенность сроком 31.12.2018 Панафидиной И.С., которая имеет право подавать и подписывать налоговые декларации (расчеты), ведомости, любую отчетность и документы, связанные с исполнением обществом обязанности по начислению (уплате) обязательных платежей.
Суд второй инстанции также установил, что копия доверенности от 02.08.2016 вместе с оригиналом была представлена для обозрения в инспекцию 13.09.2017 и принята как документ, подтверждающий полномочия Панафидиной И.С. подписывать и представлять по ТКС налоговую и бухгалтерскую отчетность общества.
Кроме того, суд учел, что направленная обществом в инспекцию налоговая отчетность за 2 квартал и 3 квартал 2017 года принята налоговым органом без предъявления замечаний к доверенности или лицу ее подписавшему.
При рассмотрении дела судом не выявлено обстоятельств отзыва в установленном законом порядке доверенности от 02.08.2016, на основании которой подана спорная отчетность, или иных оснований для признания доверенности от 02.08.2016 недействительной.
Как обоснованно отмечено судом апелляционной инстанции смена директора общества сама по себе не прекращает и не отменяет выданную предыдущим руководителем организации доверенность.
Доказательств наличия на момент представления спорной налоговой отчетности, предусмотренных статьей 188 ГК РФ обстоятельств, влекущих прекращение доверенности от 02.08.2016, налоговым органом не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что 17.02.2017 АО «ПФ «СКБ Контур» был выдан квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (ЭЦП) на имя Панафидиной И.С. на основании заявления от 27.01.2017, подписанного от имени Меркулова П.В.
При этом на дату подачи заявления на выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки ЭЦП Панафидиной И.С. (январь 2017 года) и на дату выдачи сертификата (февраль 2017 года) в ЕГРЮЛ содержались сведения о Меркулове П.В. как о генеральном директоре общества.
Отклоняя доводы инспекции, суд отметил, что внесение 15.06.2017 по заявлению директора записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о Меркулове П.В. как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «ДХК «Бор», не может быть признано достаточным доказательством подписания налоговой отчетности неуполномоченным лицом, поскольку доверенность на представителя Панафидину И.С. оформлялась в августе 2016 года, ЭЦП — в январе 2017 года
Суд апелляционной инстанции признал необоснованными доводы налогового органа о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи Панафидиной И.С.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа совершены при отсутствии законных оснований и затрагивают права и законные интересы общества, поскольку препятствуют реализации налогоплательщиком возложенной на него обязанности по представлению налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года, сведений о среднесписочной численности работников за 2017 год, расчета по страховым взносам за 4 квартал 2017 года, налоговой декларации по транспортному налогу за 4 квартал 2017 года.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных им обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом его рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А51-12922/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Т.Н.НИКИТИНА
Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
Л.М.ЧЕРНЯК
——————————————————————