ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2024 г. по делу N А17-1519/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2024 по делу N А17-1519/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хозтовары-35»
(ОГРН: 1023700548629; ИНН: 3728027959)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (ОГРН: 1023700547584; ИНН: 3731001044)
о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Хозтовары-35» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее — Фонд) о признании недействительным решения от 07.02.2024 N 370023100377403.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2024 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности при установлении страхового тарифа, а также проводить проверку сведений, указанных в заявлении о подтверждении вида деятельности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
Общество и Фонд явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года.
По результатам проверки составлен акт от 20.12.2023 N 370023100377401 и принято решение от 07.02.2024 N 370023100377403 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 1 153 рублей 50 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также недоимку по страховым взносам в размере 9 137 рублей 74 копеек, пени в размере 18 рублей 06 копеек.
Основанием для привлечения к ответственности и доначисления спорной суммы страховых взносов послужил вывод Фонда о неправомерном применении Обществом страхового тарифа 0,2% вместо установленного 0,6%.
Не согласившись с решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 22 Закона N 125-ФЗ, статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее — Правила N 713), Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Фонда не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми в силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами N 713.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя — юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 установлен Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок N 55).
В силу пунктов 2, 3 Порядка N 55 основной вид деятельности определяется страхователем самостоятельно; для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей — субъектов малого предпринимательства).
Согласно пункту 5 Порядка N 55 в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, или страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая направляет страхователю уведомление об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующем этому классу профессионального риска (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2(1) к настоящему Порядку).
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Как следует из материалов дела, в апреле 2023 года Обществом в адрес Фонда было направлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с указанием в качестве такого вида экономической деятельности «деятельность по складированию и хранению» в соответствии с кодом ОКВЭД 52.10.
В этой связи Фонд установил Обществу страховой тариф в размере 0,6% по виду деятельности «Складирование и хранение» (ОКВЭД 52.10), указанному в ЕГРЮЛ, относящемуся к наиболее высокому 5 классу профессионального риска.
После обнаружения ошибки в сентябре 2023 года Общество обратилось в Фонд с повторным (уточненным) заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2023 год, исходя из фактически осуществляемого им основного вида экономической деятельности.
Вместе с тем Фонд тариф не пересмотрел, соответствующие изменения не внес.
Согласно материалам дела, фактически основным видом экономической деятельности Общества являлся вид «Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами» с кодом по ОКВЭД 46.4, 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на 2023 год в размере 0,2%.
Указанные обстоятельства Фондом не опровергнуты, а также установлены решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.02.2024 по делу N А17-10518/2023.
Таким образом, основным видом экономической деятельности Общества являлась «Торговля оптовая непродовольственными потребительскими товарами» с кодом по ОКВЭД 46.4, 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на 2023 год в размере 0,2%. Доначисление Фондом Обществу страховых взносов по страховому тарифу применительно к виду деятельности, не являющемуся основным видом экономической деятельности Общества, является неправомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности при установлении страхового тарифа, а также проводить проверку сведений, указанных в заявлении о подтверждении вида деятельности при вынесении уведомления о страховом тарифе, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика — организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда — без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2024 по делу N А17-1519/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
С.А.БЫЧИХИНА
Г.Г.ИВШИНА