Вопрос: По месту работы работникам предоставляется бесплатное питание во время обеда по схеме «шведский стол», где каждый выбирает вид и количество блюд на свое усмотрение. При этом с бесплатного питания из зарплаты удерживается НДФЛ (доход в натуральной форме), который рассчитывается исходя из средней стоимости обеда по всему коллективу. Правомерна ли такая схема удержания НДФЛ, учитывая, что фактическая стоимость обеда для каждого из работников может сильно различаться? Возможно ли документальное подтверждение фактической стоимости обеда для расчета НДФЛ?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 2 марта 2022 г. N 20-21/023902@
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее — Управление) на интернет-обращение от 01.02.2022 сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Пунктом 1 статьи 83 Кодекса установлено, что налогоплательщики — физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 11 Кодекса местом жительства физического лица признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в целях получения государственной услуги по информированию налогоплательщиков Управление предлагает обращаться в налоговый орган по месту жительства, предоставив о себе полную информацию и соответствующие документы, необходимые для оценки конкретных обстоятельств.
Между тем Управление считает возможным проинформировать о следующем.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе питания.
При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.
Таким образом, с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за физических лиц, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них работодателем питания указанная организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.
Кроме того, в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.
В рассматриваемом случае доход каждого налогоплательщика можно определить на основе стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека.
Одновременно Управление сообщает, что в приведенном разъяснении изложен общий порядок налогообложения доходов, который не учитывает конкретные обстоятельства возникновения налоговых правоотношений.
Контроль за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогового законодательства проводится налоговыми органами в рамках проведения налоговых проверок в порядке, установленном Кодексом.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Е.А.КРУГЛОВА
02.03.2022
——————————————————————