Вопрос: Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» требуется закрытие смены после окончания расчетов. При этом ограничение по времени к закрытию смены и формированию отчета не установлено. Будет ли нарушением закрытие смены по истечении более 24 ч с момента ее открытия? Какая мера ответственности может быть применена в данном случае?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 июля 2023 г. N 17-23/2/079901@
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, рассмотрев интернет-обращение, поступившее письмом от 30.06.2023, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам, а именно: разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и предоставление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов при продолжительности смены более 24 часов, за исключением отчета о закрытии смены.
При этом пунктом 2 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
Таким образом, в случае, когда смена превышает 24 часа, фискальный признак документа на кассовом чеке не формируется. Соответственно, максимальная продолжительность смены при работе на контрольно-кассовой технике — не более 24 часов. Иных ограничений в отношении продолжительности смены, а также требований о закрытии смены в точно указанное время нет.
Обращается внимание, что кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать обязательные реквизиты и отвечать требованиям статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ и Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Учитывая изложенное, нарушение указанного требования будет квалифицировано как нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Одновременно информируем, что Федеральный закон N 54-ФЗ не ограничивает использование дополнительного функционала контрольно-кассовой техники, в том числе дополнительных функций программного обеспечения контрольно-кассовой техники, позволяющих расширить возможности контрольно-кассовой техники для удобства ее использования, который приобретается пользователем контрольно-кассовой техники на добровольной основе.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
И.В.ШУЛЬГА
18.07.2023
——————————————————————