Вопрос: Работники организации по заданию приобрели расходные материалы за счет выданных им под отчет денежных средств. Имеются кассовые чеки, но покупатель и реквизиты организации в чеках не указаны. Правомерно ли учесть расходы на приобретенные таким способом материалы в целях налога при УСН?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 августа 2023 г. № 16-17/095445@
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее — Управление) рассмотрело интернет-обращение ООО (далее — общество) от 07.08.2023, поступившее письмом от 10.08.2023, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса.
Статьей 19 Кодекса налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) о действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщиков в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений.
При этом оказание налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам, в том числе по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, третьими лицами законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно сведениям, содержащимся в информационных ресурсах налоговых органов, общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», одним из видов деятельности по ОКВЭД является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код ОКВЭД — 70.22).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в интернет-обращении поставлен вопрос, относящийся к деятельности организации, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», у Управления отсутствуют правовые основания для исполнения государственной услуги по бесплатному информированию общества по вопросу, изложенному в обращении.
Вместе с тем считаем возможным проинформировать о следующем.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, перечень которых является закрытым.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы при применении упрощенной системы налогообложения принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок оформления первичных учетных документов регулируется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона № 402-ФЗ.
К первичным документам, подтверждающим произведенные расходы, относятся в том числе платежные документы (платежное поручение, выписка банка по операциям на расчетном счете и иные документы (товарные чеки, квитанции), подтверждающие прием (оплату) денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Одновременно сообщается, что контроль за правильностью применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.
Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Е.А.КРУГЛОВА