Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Роструда от 23.08.2024 № ПГ/17719-4-3

Вопрос: Работника уволили по сокращению штата, на момент увольнения он уже был пенсионером. Он встал на учет в службе занятости и получил пособие за два месяца. Вправе ли служба занятости отказаться выплачивать ему пособие за третий месяц (новую работу пока не нашел) на том основании, что он является пенсионером?

Ответ:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 23 августа 2024 г. N ПГ/17719-4-3

Управление рынка труда и международных проектов Федеральной службы по труду и занятости (далее — Управление) рассмотрело обращение от 15 августа 2024 г. по вопросу сохранения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (далее — средний месячный заработок за третий месяц), и сообщает следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Исходя из смысла названной нормы органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения средний месячный заработок.
Учитывая, что рассматриваемая статья не содержит указания об отдельном порядке принятия решения органами службы занятости населения, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий:
обращение работника в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения;
факт нетрудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения.
Редакция части третьей статьи 178 ТК РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения, является исчерпывающим.
При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение определенного периода со дня увольнения принимается в том случае, когда у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.
Вместе с тем исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 2214-О орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты — своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации не указал перечень данных обстоятельств либо иные критерии, их определяющие, а обязал суды оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
В этой связи решение органа службы занятости об отказе в сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано уволенным работником в судебном порядке.
Обращаем внимание, что письма Роструда и его структурных подразделений не являются официальными разъяснениями.

Начальник Управления
рынка труда и международных проектов
И.Ю.ЗУБКОВА
23.08.2024

——————————————————————