Вопрос: При оформлении на новую работу физлицо обнаружило, что в трудовую книжку не внесена запись о том, что оно прошло обучение на курсах повышения квалификации на прежней работе. Ведется бумажная трудовая книжка. Как можно внести запись об обучении на курсах повышения квалификации в такой ситуации? Только обратившись на прежнее место работы?
Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 2023 г. N ПГ/23192-6-1
Роструд, рассмотрев обращение, зарегистрированное 11 октября 2023 года, в пределах компетенции сообщает.
Согласно части первой статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) (часть третья статьи 66 ТК РФ).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (часть четвертая статьи 66 ТК РФ, пункт 4 Порядка).
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть вторая статьи 66 ТК РФ).
Вопросы ведения трудовых книжек регулируются Порядком ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2021 года N 320н (далее — Порядок).
Следует отметить, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не предусматривают обязанность работодателя вносить запись о времени обучения работника на курсах повышения квалификации.
Так, пунктом 9 Порядка установлено, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, о награждениях, предусмотренных Порядком, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) или иного решения работодателя не позднее 5 рабочих дней, а об увольнении — в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В силу пункта 10 Порядка в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Если работнику в период работы присваивается новый разряд, класс, категория, классный чин, то об этом производится соответствующая запись.
Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации.
Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Частью 2 статьи 76 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (часть 4 статьи 76 Закона N 273-ФЗ).
Исходя из вышеуказанного в трудовую книжку подлежат внесению записи о повышении квалификации, если работнику присвоен более высокий разряд, класс, категория, классный чин, уровень.
Указанные записи вносятся работодателем, в период работы у которого произошли соответствующие изменения. Возможность внесения таких записей новым работодателем Порядком не предусмотрена. Вместе с тем в случае отсутствия возможности обратиться к работодателю, не внесшему запись в трудовую книжку, полагаем, что запись может быть внесена в порядке пункта 30 Порядка, согласно которому, если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации — работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, на основании соответствующего документа.
Внесение в трудовую книжку по месту работы записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров с указанием соответствующих документов предусматривалось подпунктом «б» пункта 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 «О трудовых книжках».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2021 года N 1250 «Об отдельных вопросах, связанных с трудовыми книжками, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» указанное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу с 1 сентября 2021 года.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления
Б.С.ГУДКО
09.11.2023
——————————————————————