Вопрос: В силу ч. 6 ст. 22.1 ТК РФ взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется путем использования:
— цифровой платформы «Работа в России»;
— информационной системы работодателя.
Возможность использования электронной почты для осуществления взаимодействия в рамках электронного документооборота данной нормой не предусмотрена. Тем не менее Роструд в Письме от 07.09.2023 N ПГ/18460-6-1 указывает, что подача заявления об увольнении по собственному желанию по электронной почте возможна в случае введения работодателем электронного документооборота. Соответствует ли требованиям законодательства передача работодателю заявления об увольнении по электронной почте в случае, если в отношении данного документа введен электронный документооборот?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2023 г. N 14-6/ООГ-7353
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение от 31 октября 2023 г. по вопросу направления работнику кадровых документов в электронном виде и по компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 27 ГОСТ Р 7.0.8-2013.
Согласно пункту 27 ГОСТ 7.0.8-2013, утвержденного приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст, «письменный документ: документ, информация которого зафиксирована знаками письменности». При этом в соответствии с пунктом 10 того же ГОСТа «электронный документ: документ, информация которого представлена в электронной форме».
В настоящее время работодатель самостоятельно выбирает форму ведения документов, связанных с работой (на бумажном носителе или в электронном виде), за исключением тех, оформление которых в письменном виде или ознакомление с которыми под подпись работника прямо предусмотрено трудовым законодательством Российской Федерации.
При этом ведение документов в электронном виде осуществляется работодателями, внедрившими электронный документооборот в сфере трудовых отношений (далее — ЭКДО), в соответствии со статьями 22.1 — 22.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Под ЭКДО понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
ЭКДО касается документов, которые согласно трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, оформляются на бумажном носителе и (или) с которыми работников (лиц, поступающих на работу) необходимо ознакомить в письменной форме (часть 2 статьи 22.1 Кодекса).
ЭКДО осуществляется посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и (или) информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями Кодекса, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений (части 4 и 6 статьи 22.1 Кодекса).
Таким образом, возможность направления электронных образов документов (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) посредством электронной почты, мессенджеров Кодексом не допускается, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 22.3 Кодекса.
Заместитель директора Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства
Т.В.МАЛЕНКО
24.11.2023