Вопрос: Обязана ли организация сообщать в военкомат о приеме на работу работника, не представившего документы воинского учета? Если да, то в какой срок?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 сентября 2023 г. N 14-6/ООГ-6134
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России рассмотрел в пределах компетенции ваше обращение от 20.09.2023 N ОГ-443944 по вопросу осуществления воинского учета работников и сообщает.
Законодательством Российской Федерации обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» <*>, ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» <**> (далее — Закон N 53-ФЗ)).
———————————
<*> См. Официальные документы в образовании. — 2022. — N 28. — с. 6 — 38. — Ред.
<**> См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N N 28, 29. — Ред.
В соответствии с частью первой статьи 65 ТК РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Именно эти две категории граждан подлежат воинскому учету в организациях (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).
В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в пункте 28 Положения названы:
— удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (так называемое приписное свидетельство), — для призывников;
— военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.
Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Более того, положения действующих нормативных правовых актов позволяют заключить, что возможен прием на работу граждан, обязанных состоять на воинском учете, без соответствующих документов. Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, у которых в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (решения: Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011). Однако в этом случае работодатель, в соответствии с подпунктом «г» пункта 30 Положения, обязан предоставить военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета.
В случае если обнаружено, что у работника отсутствует военный билет, то лицо, ответственное за ведение воинского учета в организации, обязано в двухнедельный срок направить в военный комиссариат сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять.
Заместитель директора Департамента
А.В.ФРОЛОВА
29.09.2023
——————————————————————