Вопрос: О применении профессиональных стандартов в отношении специалиста по организации строительства и представлении документов при приеме на работу.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 декабря 2018 г. N 14-3/ООГ-9895
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение 30 ноября 2018 г., поступившее на официальный сайт Минтруда России по вопросу квалификационных требований к специалисту по организации строительства, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Требования к квалификации работников могут содержаться в профессиональных стандартах, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, отдельных федеральных законах или иных нормативных правовых актах.
В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.
Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
В остальных случаях положения профессиональных стандартов носят рекомендательный характер.
Отсутствие разработанного профессионального стандарта по должности, профессии, специальности в реестре профессиональных стандартов не дает основание работодателю исключать ее из штатного расписания организации или заменять на должность, по которой профессиональный стандарт уже разработан.
Следует отметить: если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения по выполнению работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо.
За исключением случаев, установленных статьей 57 Кодекса, Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
Допуск работника к выполнению трудовой функции относится к полномочиям работодателя.
Согласно статье 65 Кодекса при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Кодекса запрещается требовать от лица, которое поступает на работу, предъявления каких-либо документов, не предусмотренных Кодексом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Следовательно, отказ в приеме на работу по причине непредставления лицом таких документов будет неправомерным.
В соответствии со статьей 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации в области строительства осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»), функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций относятся к компетенции Минстроя России.
Таким образом, обращение направлено в Минстрой России для рассмотрения в пределах компетенции.
Директор Департамента
М.С.МАСЛОВА
12.12.2018