Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минтруда РФ от 06.03.2023 г. № 21-1/ООГ-1430

Вопрос: При назначении российской пенсии учитывается ли стаж, приобретенный на территории иностранных государств?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 марта 2023 г. № 21-1/ООГ-1430

 

Департамент государственной политики в сфере пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

В Российской Федерации установление пенсий до 31 декабря 2001 года осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и с 1 января 2002 года до 31 декабря 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ).

С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).

Вступивший в силу 1 января 2015 года Федеральный закон № 400-ФЗ установил порядок расчета пенсии с применением индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК). При этом к периодам до 1 января 2015 года в целях определения размера пенсии продолжают применяться нормы Федерального закона № 173-ФЗ об оценке пенсионных прав застрахованных лиц и валоризации расчетного пенсионного капитала, рассчитанного по состоянию на 1 января 2002 года.

С 1 января 2002 года пенсионная система Российской Федерации стала основываться строго на страховых принципах формирования пенсионных прав, и следовательно, страховой стаж должен состоять из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — СФР), что и определяет страховую сущность стажа.

Для расчета размера пенсии учитываются многочисленные параметры: трудовой стаж, выработанный на 31 декабря 2001 г., и страховой — выработанный с 1 января 2002 г., размер заработной платы, размер страховых отчислений, учтенных в выписке застрахованного лица.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — СФР).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в СФР в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря.

Периоды работы после 1 января 2002 г. не принимаются во внимание при подсчете общего страхового стажа для определения расчетного размера страховой пенсии. За период работы после указанной даты при исчислении страховой части пенсии учитываются только страховые взносы, поступившие в СФР (а с 1 января 2017 г. — в Федеральную налоговую службу) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

В соответствии с действующим законодательством коэффициент по заработной плате исчисляется до 1 января 2002 г., но от начисляемых от фонда заработной платы работодателем страховых взносов на индивидуальный счет застрахованного лица размер страховой пенсии зависит напрямую.

Ограничение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (ЗР/ЗП) размером 1,2 прямо предусмотрено статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. определялся на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав при их конвертации (преобразовании) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г.

Документы о заработке выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в которых работал обратившийся за пенсией.

Подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным и соответствует принципам пенсионного обеспечения, базирующимся на установлении пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 167-ФЗ имеет дату 15.12.2001, а не 15.01.2001.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.01.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — обязательные платежи, которые уплачиваются в СФР и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение).

При этом согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от уплаченной страхователем суммы страховых взносов.

Остальная часть суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых работодателем, является солидарной частью тарифа страховых взносов. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов в размере 6% направляется на финансирование фиксированной выплаты к страховой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В этой связи следует отметить, что распределительная (солидарная) система построена на нескольких принципах, основным из которых является принцип выплаты и индексации текущих пенсий за счет средств работающего поколения (солидарность поколений), то есть она основана на перераспределении средств от одних категорий граждан к другим (эта и есть сама суть этой составляющей).

Следует отметить, что формирование размеров будущей пенсии застрахованного лица находится в прямо пропорциональной зависимости от страхового стажа и размера уплаченных страховых взносов.

Таким образом, размер пенсии каждого конкретного пенсионера индивидуален и зависит от его трудового вклада, то есть от продолжительности страхового стажа, величины его заработной платы, а также от суммы страховых взносов, перечисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после 1 января 2002 года, возраста, нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи и других обстоятельств.

Заместитель директора Департамента

Ю.А.ГАВРИЛКОВА

06.03.2023