МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2023 г. № 27-05-13/45570
Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в связи с обращением, по вопросу правомерности осуществления общественного контроля в форме контрольной закупки алкогольной продукции с привлечением несовершеннолетних с учетом позиций МВД России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования в пределах компетенции сообщает.
Частью 1 статьи 67 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ) установлено, что под контрольной закупкой в целях Закона № 248-ФЗ понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 27 Закона № 248-ФЗ инспектором является должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон № 212-ФЗ) общественный контроль представляет собой форму негосударственного контроля и не регулируется законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В этой связи положения Закона № 248-ФЗ, в том числе в части проведения контрольной закупки, при осуществлении общественного контроля не применяются.
Кроме того, формы осуществления общественного контроля установлены главой 3 Закона № 212-ФЗ, среди которых контрольная закупка отсутствует.
Следует также отметить, что права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), связанные с осуществлением общественного контроля за соблюдением прав потребителей, установлены в статье 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Также отмечаем, что согласно позиции МВД России, оценка правомерности проведения контрольной закупки, в том числе общественными объединениями, при выявлении и пресечении административных правонарушений, предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), и признание ее доказательством по делу об административном правонарушении находится в исключительной компетенции судей, коллегиальных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, которые в соответствии со статьей 26.11 КоАП оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности с учетом индивидуальных особенностей каждого дела об административном правонарушении.
Настоящее письмо носит информационно-разъяснительный характер, не является нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные свойства, не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не может применяться в качестве обязывающих предписаний.
Заместитель директора Департамента
А.В.КОРОБУТОВ