Вопрос: Организация (ООО) зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет деятельность преимущественно на ее территории (основной вид деятельности: строительство автомобильных дорог и автомагистралей, ОКВЭД 42.11) и является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании пп. 1 п. 1.1 ст. 148 Кодекса местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, не признается территория Российской Федерации. К таким работам, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные работы.
Выступая в качестве генподрядчика по договорам подряда, заключенным с заказчиком — российской организацией, организация приняла на себя обязательства по выполнению капитального ремонта автомобильных дорог (далее — работы) на территории Луганской и Донецкой Народных Республик. Указанные работы были начаты с мая 2022 г. и продолжаются по настоящее время. За указанный период вышеуказанные государственные образования вошли в состав Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» налоговое законодательство Российской Федерации начинает свое действие на новых территориях лишь с 01.01.2023.
Российский банк, через который проходили платежи по сделке, договор на учет не ставил в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И; таможенные органы РФ не оформляли таможенные декларации, и, соответственно, отсутствует пакет документов для подтверждения ставки 0% по НДС; заказчиком работ по договору является российская организация, отсутствует заказчик-нерезидент.
В соответствии с вышеуказанным деятельность организации по осуществлению строительно-монтажных работ на территории Луганской и Донецкой Народных Республик не может быть отнесена ни к внешнеэкономической деятельности, ни к деятельности, на которую в полной мере распространялось бы законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Все это создает правовую неопределенность в вопросе возмещения (зачета) НДС, уплаченного в бюджет Российской Федерации в процессе выполнения организацией своих контрактных обязательств.
В целях выполнения работ по вышеуказанным контрактам организация осуществила закупку строительных материалов, техники на территории Российской Федерации. Поставщики и подрядчики — российские организации начислили и уплатили НДС в бюджет.
Исходя из общих принципов действующего налогового законодательства Российской Федерации НДС в описанном случае также подлежит возмещению (зачету).
В связи с вышеизложенным возможно ли возмещение НДС, уплаченного в бюджет Российской Федерации за товары, работы, услуги, приобретенные для выполнения капитального ремонта автомобильных дорог на территории ЛНР и ДНР, в особом порядке?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2022 г. N 03-07-07/116395
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо, зарегистрированное в Минфине России 23.11.2022, по вопросам применения налога на добавленную стоимость при выполнении капитального ремонта автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и сообщает следующее.
21 ноября 2022 года принят Федеральный закон N 443 «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), устанавливающий в том числе порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации работ и услуг российскими налогоплательщиками по договорам и соглашениям, заключенным с юридическими лицами, государственными органами, государственными учреждениями и унитарными предприятиями, созданными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Федеральным законом статья 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 2.2, устанавливающим порядок определения места реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Таким образом, налогообложение налогом на добавленную стоимость при выполнении строительно-монтажных работ на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики следует производить с учетом положений вышеуказанного пункта 2.2 Кодекса.
Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных на территории Российской Федерации при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для выполнения капитального ремонта автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, то в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) принимаются к вычету в случае использования таких товаров (работ, услуг) для выполнения работ, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, в том числе работ на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
28.11.2022
——————————————————————