Вопрос: ИП применяет освобождение от уплаты НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.
С 01.01.2024 вступает в силу новое условие, которое позволяет использовать освобождение от уплаты НДС, а именно: «согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности».
ИП применяет общую систему налогообложения, зарегистрирован в г. Москве. Расчет по страховым взносам и 6-НДФЛ сдает в ИФНС г. Москвы, а деятельность по оказанию услуг общепита (ОКВЭД 56.10) осуществляется только в г. Волгограде (в трудовых договорах местом работы указан г. Волгоград).
Для работника местом постоянной работы является место его нахождения (ст. 57 ТК РФ).
Следовательно, зарплата работника не должна быть ниже среднеотраслевого значения того региона, где он находится и выполняет свои трудовые обязанности.
В трудовом договоре с работником зафиксировано, что работник исполняет работы по месту жительства с указанием города, где он проживает/работает — г. Волгограда. Также размер заработной платы работникам устанавливается не ниже среднеотраслевого значения в регионе, где они осуществляют должностные обязанности (г. Волгограде).
В представленном в МИФНС России по г. Москве отчете — расчете страховых взносов и 6-НДФЛ отражены фактические выплаты работникам не ниже установленного по Волгоградской области среднеотраслевого значения.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 г. организации общепита (кафе, рестораны и т.д.), применяющие общий режим налогообложения, освободили от НДС при выполнении определенных условий.
Для применения в 2023 г. освобождения от НДС по услугам общепита должны одновременно выполняться следующие условия (п. 2 ст. 2 Закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ; пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ):
— сумма доходов за 2022 г. составляет не более 2 млрд руб.;
— удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2022 г. составляет 70% и более.
С 01.01.2024 для применения освобождения от НДС потребуется выполнение еще одного условия — среднемесячный размер выплат, начисленных физлицам за 2023 г., должен быть не ниже среднемесячной начисленной зарплаты в каждом субъекте РФ, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам, за предыдущий год по данному виду деятельности (абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Показатель среднемесячного размера выплат, начисленных физлицам, определяют по данным расчета по страховым взносам. Показатель должен быть не ниже среднемесячной зарплаты в субъекте РФ.
Верно ли, что для выполнения условия по применению льготы для освобождения от уплаты НДС по услугам общепита ИП (зарегистрирован в г. Москве и расчет по страховым взносам сдает в ИФНС г. Москвы, но деятельность по оказанию услуг общепита осуществляется в г. Волгограде) должен соблюсти размер среднеотраслевой заработной платы работникам не ниже среднеотраслевой зарплаты в регионе по г. Волгограду (где ведется деятельность)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2023 г. N 03-07-07/102549
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 6 октября 2023 г., по вопросу о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемом в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании услуг общественного питания, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения НДС при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Пунктом 7 статьи 431 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели — плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно приказу ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@ расчет по страховым взносам, представляемый за расчетный период — календарный год в целом по плательщику, формируется нарастающим итогом. В то же время сведения, необходимые для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, предусмотренного абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, представляются в составе расчета по страховым взносам только за последние три месяца расчетного периода — октябрь, ноябрь, декабрь (за январь — сентябрь в соответствующих расчетах по страховым взносам по итогам отчетных периодов — квартала, полугодия и девяти месяцев).
Таким образом, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяется исходя из данных, содержащихся в представленных им в налоговые органы расчетов по страховым взносам за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.
В случае если рассчитанный в установленном порядке среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы того субъекта Российской Федерации, в котором находится место жительства индивидуального предпринимателя и, соответственно, в налоговый орган которого им представляются расчеты по страховым взносам, то индивидуальный предприниматель вправе применять предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
27.10.2023
——————————————————————