Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 23.08.2022 № 03-05-03-01/81981

Вопрос: О порядке уплаты организациями налога на имущество организаций и индивидуальными предпринимателями налога на имущество физлиц.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2022 г. N 03-05-03-01/81981
В связи с письмом от 17.08.2022 в Департаменте налоговой политики рассмотрено обращение по вопросу об установлении ставок по налогу на имущество физических лиц и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) каждый налог имеет самостоятельное правовое регулирование, полномочия по установлению которого определены Налоговым кодексом.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога на имущество организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При установлении налога на имущество физических лиц представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом (статьи 15 и 399 Налогового кодекса).
Таким образом, налог на имущество организаций, предусмотренный главой 30 Налогового кодекса, и налог на имущество физических лиц, предусмотренный главой 32 Налогового кодекса, являются разными налогами, поэтому и полномочия по определению отдельных элементов указанных налогов различны, и том числе налоговых ставок.
Статьями 380 и 406 Налогового кодекса установлены предельные размеры налоговых ставок соответственно по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. При этом в отношении объектов недвижимого имущества физических лиц, включенных в перечень административно-делового и торгового назначения, на федеральном уровне установлена предельная налоговая ставка в размере 2 процентов кадастровой стоимости, т.е. в размере, аналогичном установленному статьей 380 Налогового кодекса в отношении подобных объектов недвижимости.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, Постановление от 16.07.2004 N 14-П, определения от 14.12.2004 N 451-О, 12.11.2020 N 2596-О, 31.03.2022 N 507-О), принцип равенства налогообложения допускает установление дифференцированного режима налогообложения для различных категорий налогоплательщиков — для физических и юридических лиц — в случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налоговой базы.
Индивидуальная предпринимательская деятельность по своей правовой природе отличается от экономической деятельности организаций тем, что не предполагает обособление и консолидацию капитала, а напротив, заключается в использовании собственного имущества физического лица в предпринимательских целях; различия в экономической основе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и организациями проявляются и в неодинаковом порядке ведения ими учета доходов, расходов, хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О, 25.02.2010 N 310-О-О).
Таким образом, само по себе закрепление для индивидуальных предпринимателей и организаций разного порядка уплаты налога на имущество не может рассматриваться как нарушение принципа равенства налогообложения.
При этом применение в отношении имущества индивидуальных предпринимателей условий налогообложения, аналогичных тем, что предусмотрены для организаций, возможно путем установления представительными органами муниципальных образований налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц и налоговых льгот с учетом экономических, социальных и иных особенностей отдельных муниципальных образований, а также с учетом фактической способности налогоплательщиков к уплате налогов.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
23.08.2022
——————————————————————