Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 22.08.2024 № 03-05-05-03/79084

Вопрос: О размерах госпошлины при подаче заявлений в суд, а также об освобождении от уплаты госпошлины и предоставлении отсрочки (рассрочки) по ее уплате.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 августа 2024 г. N 03-05-05-03/79084

Департамент налоговой политики, рассмотрев письмо от 12.07.2024 по вопросу повышения государственной пошлины при подаче заявлений в суд, сообщает следующее.
Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 259-ФЗ) предусматривает увеличение размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.
Институт государственной пошлины при подаче заявлений в суд по своей правовой природе призван соразмерно компенсировать расходы федерального бюджета на финансирование деятельности судов, регулировать судебную нагрузку, освобождая суды от необходимости рассмотрения очевидно надуманных и необоснованных требований, служить сдерживающим фактором для неправой стороны от передачи спора в суд, поскольку с нее будут взысканы соответствующие судебные издержки.
Следует отметить, что государственная пошлина при подаче заявлений в суд, размер которой являлся крайне низким и на протяжении длительного времени не повышался, утратила какой-либо экономический и регулирующий смысл и не позволяла решить ни одну из указанных задач.
Неоправданно низкий размер государственной пошлины способствовал неуклонному росту количества споров, поскольку не стимулировал участников гражданского оборота своевременно и добросовестно выполнять свои обязательства.
Сложилась ситуация, при которой даже по бесспорным требованиям обращение в суд стало для сторон более выгодной моделью поведения, чем надлежащее выполнение взятых на себя обязательств, о чем свидетельствуют данные судебной статистики, согласно которым подавляющее большинство споров, рассматриваемых судами, связано с взысканием задолженности.
Таким образом, предусмотренные Федеральным законом N 259-ФЗ размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами, были проиндексированы в целях сокращения нагрузки на суды, а также соразмерной компенсации затрат с учетом уровня инфляции.
При этом по наиболее социально значимым делам размеры государственной пошлины остаются без изменения и сохраняются для граждан и организаций ранее установленные льготы.
Одновременно обращаем внимание, что согласно положениям части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В связи с этим все расходы по уплате государственной пошлины в случае удовлетворения исковых требований истца должны быть возмещены ему ответчиком по данному делу.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии со статьями 333.20, 333.22 и 333.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Кодекса.
Вместе с тем обращаем внимание, что все поступившие предложения были проработаны Минфином России совместно с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам. При подготовке законопроекта ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации исключены положения, предусматривающие уплату государственной пошлины при подаче заявления об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
22.08.2024