Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина России от 20.09.2024 № 03-02-08/91075

Вопрос: Можно ли привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ налогового агента, удержавшего, но не перечислившего НДФЛ, по которому имелась переплата (ст. 226 НК РФ)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 сентября 2024 г. N 03-02-08/91075

Департамент налоговой политики (далее — Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел полученное в электронной форме обращение (от 23.08.2024) (далее — Обращение), и в отношении поставленного в Обращении вопроса о возможности привлечения налогового агента, удержавшего, но не перечислившего налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), к ответственности по основаниям, определенным статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в условиях наличия факта излишнего перечисления (в контексте положений статьи 226 Кодекса) суммы НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минфина России N 194н имеет дату 14.09.2018, а не 14.01.2018.
При этом в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2018 N 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Таким образом, по сути поставленного вопроса сообщается следующее.
Пунктом 1 статьи 123 Кодекса состав налогового правонарушения определяется как неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
При этом в пункте 2 названной статьи Кодекса фиксируется при наличии вышеуказанных признаков состава налогового правонарушения конечный перечень условий освобождения налогового агента от ответственности в виде соответствующего штрафа, а именно:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;
налоговым агентом исполнена обязанность по перечислению суммы налога до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
При этом в контексте запроса обращаем внимание на то, что с учетом положений статьи 11.3 Кодекса перечисление НДФЛ налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется посредством единого налогового платежа.

Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
20.09.2024

——————————————————————