Вопрос: Об обстоятельствах, исключающих изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов; об обстоятельствах, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2021 г. N 03-02-11/29503
Минфином России рассмотрен запрос от 10.03.2021 и сообщается следующее.
По первому вопросу — является ли наличие возбужденного в отношении руководства (бывшего руководства) организации уголовного дела по статье 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — Уголовный кодекс) обстоятельством, исключающим изменение срока уплаты платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), а также возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таких платежей.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, допускается в порядке, установленном главой 9 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
Изменение срока уплаты указанных платежей может быть по решению органов, указанных в статье 63 Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено главой 9 Кодекса (пункт 5 статьи 61 Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 62 Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 названной статьи, решение об изменении срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.
Так, например, возбуждение уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушением заинтересованным лицом законодательства о налогах и сборах, или наличие у налогового органа достаточных оснований полагать, что заинтересованное лицо воспользуется изменением срока уплаты указанного выше платежа для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, являются обстоятельствами, исключающими изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 62 Кодекса).
В соответствии со статьей 28 Кодекса действиями (бездействием) организации признаются действия (бездействие) ее законных представителей, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 Кодекса).
Следовательно, действия генерального директора организации и иного должностного лица, исполняющего обязанности генерального директора организации, уполномоченных представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями такой организации.
Сокрытие денежных средств или иного имущества организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно производиться взыскание имеющейся у нее недоимки, влечет невозможность исполнения конституционной обязанности по уплате налога и сбора посредством их взыскания, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причинен ущерб.
Учитывая изложенное, полагаем, что возбуждение уголовного дела в отношении законного представителя организации по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199.2 Уголовного кодекса, по установленному факту сокрытия денежных средств или иного имущества этой организации, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание имеющейся у этой организации недоимки, является обстоятельством, исключающим предоставление такой организации отсрочки, рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом, или предоставление инвестиционного налогового кредита.
По второму и третьему вопросам — о наличии у заинтересованного лица обязанности при обращении с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) инвестиционного налогового кредита представлять сведения о наличии ранее возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям, в том числе по статье 199.2 Уголовного кодекса, а также о наличии у налогового органа обязанности самостоятельно истребовать сведения о наличии возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям в отношении руководителя заинтересованного лица.
Кодексом не предусмотрена обязанность заинтересованного лица представлять сведения о наличии ранее возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям.
При обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом, к заявлению прилагаются документы, поименованные в пункте 5 статьи 64 Кодекса и подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, которые установлены пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты таких платежей соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Формой обязательства о соблюдении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита), утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ «Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами» (зарегистрирован в Минюсте России 20.02.2017 N 45707), предусмотрена обязанность заинтересованного лица в случае наступления оснований, исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, указанных в пункте 1 статьи 62 Кодекса, незамедлительно известить об этом уполномоченный орган, предоставивший отсрочку (рассрочку, инвестиционный налоговый кредит), и налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.
По четвертому вопросу — является ли наличие возбужденного дела о банкротстве в отношении заинтересованного лица обстоятельством, исключающим возможность предоставления отсрочки или рассрочки по уплате платежей, регулируемых Кодексом.
Статьей 62 Кодекса установлены обстоятельства, исключающие изменение срока платежей, регулируемых Кодексом.
Предусмотренные статьей 62 Кодекса обстоятельства не содержат в качестве исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, наличие возбужденного дела о банкротстве в отношении заинтересованного лица.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти платежи в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 2 — 7 пункта 2 указанной статьи Кодекса.
Отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).
Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния заинтересованного лица, проведенного в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 N 382 (далее — Методика) (зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2019 N 55338).
Согласно пункту 1 Методики ее положения не применяются в отношении заинтересованного лица, имеющего признаки несостоятельности (банкротства).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса заинтересованному лицу также может быть предоставлена рассрочка при невозможности единовременной уплаты сумм платежей, регулируемых Кодексом, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса.
Согласно пункту 5.1 статьи 64 Кодекса рассрочка по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса, не может быть предоставлена в случае, если в отношении организации, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, наличие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении заинтересованного лица препятствует получению отсрочки или рассрочки по основаниям, предусмотренным подпунктами 3, 7 пункта 2 статьи 64 Кодекса.
По пятому вопросу — является ли наличие арестов, наложенных судебным приставом-исполнителем на имущество заинтересованного лица, а также наличие отказов уполномоченных органов в возможности получения банковской гарантии и заключения договора поручительства основанием для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов.
Статьей 62 Кодекса установлены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом.
Предусмотренные статьей 62 Кодекса обстоятельства не содержат в качестве исключающих изменение срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, наличие арестов, наложенных судебным приставом-исполнителем на имущество заинтересованного лица.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 64 Кодекса по требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога (в соответствии со статьей 73 Кодекса), поручительство (в соответствии со статьей 74 Кодекса) либо банковская гарантия (в соответствии со статьей 74.1 Кодекса).
Непредставление указанных документов в соответствии с пунктом 14 Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@, является основанием для вынесения решения об отказе в изменении срока уплаты платежей, регулируемых Кодексом, в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате указанных платежей документов.
По шестому вопросу — являются ли приведенные в запросе публикации в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях обстоятельствами, подпадающими под действие нормы 111 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикации в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).
Согласно пункту 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, к компетенции Минфина России не относится определение обстоятельств, подпадающих под действие статьи 111 Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.
Следует учитывать, что предусмотренная Кодексом возможность признания налоговым органом тех или иных обстоятельств, свидетельствующих об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения, реализуется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Обращается внимание, что в представленном адвокатском запросе не приводятся обстоятельства, указывающие на неисполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также не содержатся документально подтвержденные доводы о наличии причинно-следственной связи между конкретными обстоятельствами, указанными в приведенных ссылках в публикациях средств массовой информации, и обстоятельствами совершенного конкретного нарушения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
М.М.КОТЮКОВ
20.04.2021
——————————————————————