Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина России от 19.03.2024 № 03-07-07/24498

Вопрос: Об НДС в отношении авансовых платежей, получаемых в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 г. применяется освобождение от НДС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 19 марта 2024 г. N 03-07-07/24498

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 9 февраля 2024 г., об уплате налога на добавленную стоимость в отношении авансовых платежей, получаемых налогоплательщиком в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года применяется освобождение от налогообложения данным налогом, Департамент налоговой политики сообщает.
На основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), не подлежащих налогообложению, в налоговую базу по этому налогу не включается.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В связи с этим авансовые платежи, получаемые налогоплательщиком в счет оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года налогоплательщиком применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, по нашему мнению, в налоговую базу по данному налогу не включаются.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 статьи 172 НК РФ.
Что касается вычета сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных и уплаченных в бюджет налогоплательщиком при получении авансовых платежей в счет предстоящего оказания услуг общественного питания, по которым с 1 января 2024 года налогоплательщиком применяется освобождение от налогообложения данным налогом, то согласно пункту 8 статьи 171 и пункту 6 статьи Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Таким образом, вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Поэтому в случае если налогоплательщиком налог на добавленную стоимость исчислен и уплачен в бюджет по авансовым платежам, полученным в счет предстоящего оказания услуг общественного питания, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данные суммы налога могут быть зачтены (возвращены) в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
19.03.2024

——————————————————————