Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 30-01-15/54757

Вопрос: О применении ККТ и формировании кассового чека при приеме (получении) денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 июня 2024 г. N 30-01-15/54757

Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение, поступившее по информационным системам общего пользования в Минфин России 22.05.2024, и по вопросам применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением установленных Федеральным законом N 54-ФЗ случаев.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
В этой связи при приеме (получении) денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачете и возврате предварительной оплаты и (или) авансов положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию, индивидуального предпринимателя обязанность применять контрольно-кассовую технику и выдавать (направлять) кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам).
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.
Дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию, утверждены Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее — Приказ).
Приказом предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в частности «предоплата 100%», указываемый в кассовом чеке при полной предварительной оплате до момента передачи предмета расчета, «полный расчет» — при полной оплате, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета.
Таким образом, при приеме (получении) полной предварительной оплаты за предмет расчета до момента его передачи формируется кассовый чек с признаком способа расчета «предоплата 100%».
При осуществлении такого расчета в безналичном порядке, исключающего возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, пользователь в соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.
При окончательном расчете в момент передачи предмета расчета формируется второй кассовый чек с признаком способа расчета «полный расчет» и указанием ранее внесенной предварительной оплаты.
При осуществлении указанного в пункте 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ расчета в виде зачета предварительной оплаты, ранее внесенной физическими лицами в полном объеме, пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности) (пункт 2.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Учитывая изложенное, при осуществлении указанных в обращении расчетов формируются два кассовых чека с соответствующими признаками способа расчета и в электронной форме направляются покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные им до совершения расчетов.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
анализа эффективности преференциальных
налоговых режимов
А.Т.ЗАИТОВ
13.06.2024