Вопрос: Организация работает в сфере общепита согласно коду ОКВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» и использует льготу по НДС в 2022 г. согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 305-ФЗ. С 01.01.2024 добавлено дополнительное условие для предоставления льготы по НДС: средняя оплата труда за прошлый год должна быть не менее среднеотраслевого регионального уровня. Этот показатель определяют по данным отчета РСВ за 2022 г., ФОТ берется только по трудовым договорам и делится на списочную численность. Среднеотраслевые нормы берутся по данным Росстата. В настоящий момент Росстат считает по формуле: ФОТ / среднесписочная. Возможно, включая договоры ГПХ. Соответственно, показатели Росстата получаются выше по сравнению с методикой расчета по данным РСВ. Также обращаем внимание, что Росстат формирует свои показатели на основе своих форм отчетов, которые ему представляют не все работодатели, а выборочно, при заполнении которых могут допускаться ошибки и неточности. Отчеты РСВ, которые сдаются в налоговую, содержат данные по зарплате, с которой работодатели платят взносы, и эти данные более правильные. Каким образом будет осуществляться сравнение с 01.01.2024 в целях предоставления льготы по НДС предприятиям общепита, кто будет представлять нормативный показатель в налоговые органы, по какому алгоритму он будет рассчитываться?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2023 г. N 03-07-07/119228
Департамент налоговой политики рассмотрел обращения, в том числе обращение (зарегистрированы в Минфине России 10 ноября 2023 г. и 23 ноября 2023 г.), и по вопросу определения среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 г. N 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), определяется путем деления средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений за указанный период на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам. Величина средней суммы начисленных выплат и иных вознаграждений определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, определяемой исходя из данных расчетов по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев календарного года, предшествующего году, в котором применяется освобождение), на показатель среднесписочной численности работников.
Таким образом, в целях применения с 1 января 2024 года освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период, утвержденного приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.12.2023
——————————————————————