Вопрос: О введении прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ и отмене предельной величины базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июля 2018 г. N 03-04-05/47745
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, а также об отмене предельной величины базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов сообщает следующее.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
По вопросу об отмене предельной величины базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 421 Кодекса для плательщиков страховых взносов — организаций устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Установление предельных величин базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основано на страховых принципах системы обязательного социального страхования и связано с необходимостью достижения эквивалентности и равнозначности объема прав на соответствующие страховые выплаты (пенсии, пособия) уплаченным страховым взносам исходя из установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами.
Таким образом, отмена предельных величин баз для исчисления страховых взносов приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования (на пенсии, пособия и др.) и фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов, что, в свою очередь, может привести к обратному эффекту, когда вместо увеличения доходов государственных внебюджетных фондов произойдет их снижение за счет роста «серых схем» оплаты труда, уклонения от уплаты налогов и существенного уменьшения стимулов для предпринимателей к росту в связи с ухудшением условий их налогообложения.
В связи с изложенным отмена предельных величин базы для исчисления страховых взносов и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов не планируется.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
10.07.2018