МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 2021 г. N 30-01-15/100193
Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин «расчеты», под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели, которые реализуют товары в соответствии положениями Федерального закона N 54-ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека, сформированного в электронной форме с применением контрольно-кассовой техники, на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.
Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в сети «Интернет», обязаны применять контрольно-кассовую технику вне зависимости от местонахождения (гражданства) покупателя (клиента).
2. Статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности, в том числе обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ в кассовом чеке (бланк строгой отчетности) должны быть указаны соответствующие признаки расчета (получение средств от покупателя (клиента) — приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) — расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, — возврат расхода) и сумма расчета в валюте Российской Федерации.
Отмечается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) денежные обязательства должны быть выражены в рублях Российской Федерации.
При этом согласно пункту 1 статьи 317 Гражданского кодекса в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая возврату в рублях сумма за ранее реализованный товар (работу, услугу) определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
анализа эффективности преференциальных
налоговых режимов
А.Т.ЗАИТОВ
——————————————————————