Вопрос: ИП использует УСН «доходы минус расходы» и создает программное обеспечение с открытым исходном кодом с использованием лицензии на свободное программное обеспечение.
Правильно ли, что в связи с изменениями в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 01.01.2025, плательщиками НДС станут только юридические лица, применяющие УСН, с доходами от 60 до 250 млн руб., а ИП это не коснется?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 августа 2024 г. N 03-07-11/74359
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 7 августа 2024 г., по вопросу признания индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года и сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Также обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость передача исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющий оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, имеет право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения в случае, если программное обеспечение, на которое передаются данные права, включено в Реестр и неисключительные права на такое программное обеспечение предоставляются через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
08.08.2024
——————————————————————