Вопрос: О возможности возврата госпошлины, уплаченной за удостоверение договоров, подлежащих оценке, если кадастровая стоимость имущества решением суда установлена в размере рыночной.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2022 г. N 03-05-06-03/54127
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение от 11.04.2022, сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за удостоверение прочих договоров (не поименованных в подпунктах 4, 4.1 данного пункта), предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляемое нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина подлежит уплате в размере 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей.
Согласно абзацу первому подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 — 10 данного пункта.
В подпунктах 7 — 10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса указаны лица, уполномоченные на определение стоимости имущества для целей исчисления размера государственной пошлины.
При этом по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки) (абзац второй подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 333.40 Кодекса установлены основания для возврата уплаченной государственной пошлины.
Так, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом частью 1 статьи 16 КАС РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем, что вступившее в силу решение суда с указанием в нем на дату уплаты государственной пошлины стоимости имущества в размере меньшем, чем использовалась при исчислении соответствующего размера государственной пошлины при удостоверении договоров, предмет которых подлежит оценке, может являться основанием для возврата суммы излишне уплаченной государственной пошлины.
При этом в силу абзаца девятого пункта 3 статьи 333.40 Кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
08.06.2022
——————————————————————