Вопрос: О предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов в случае угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2016 г. N 03-02-07/1/25957
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о предоставлении отсрочки по уплате налога и сообщает следующее.
Порядок предоставления отсрочки по уплате налогов установлен главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Кодекса отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
Органы, уполномоченные на принятие решений о предоставлении отсрочки по уплате налога, предусмотрены статьей 63 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 64 Кодекса установлен перечень оснований предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов.
Одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов заинтересованному лицу является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).
Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 64 Кодекса при наличии основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 данной статьи, отсрочка по уплате налогов и сборов может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов принимается уполномоченным органом на основании заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в пунктах 5 — 5.3 статьи 64 Кодекса.
Пунктами 19 — 21 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@, установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса, поручительством в соответствии со статьей 74 Кодекса либо банковской гарантией в соответствии со статьей 74.1 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица либо Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к указанному порядку).
Таким образом, при наличии документов, предусмотренных пунктами 5 — 5.3 статьи 64 Кодекса, а также при отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, предусмотренных статьей 62 Кодекса, предприятия для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов вправе обратиться в уполномоченные органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
05.05.2016