Вопрос: О предложениях по увеличению предельного значения средней численности работников в целях применения УСН частной охранной организацией и введению моратория на проведение налоговых проверок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 августа 2022 г. N 03-11-06/2/75622
В связи с обращением от 06.07.2022 Департамент налоговой политики сообщает.
В указанном обращении предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в части увеличения предельного значения средней численности работников в целях применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) частными охранными организациями, до 500 человек, а также о введении до принятия решения о внесении указанных изменений моратория на проведение налоговых проверок, в том числе приостановлении уже проводимых, по основаниям так называемого искусственного дробления бизнеса.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 и пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса УСН не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 130 человек.
Указанное предельное значение средней численности работников увеличено со 100 человек Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2021 года.
Принимая во внимание непродолжительный период применения указанного Федерального закона, вопрос о дальнейшем увеличении предельного значения средней численности работников в целях применения УСН целесообразно рассматривать по результатам оценки эффективности уже принятых решений.
Следует также отметить, что согласно данным ФНС России доля налогоплательщиков, применяющих УСН, превысивших предельное значение средней численности работников, незначительна и составила в 2021 году менее 0,002% от общего количества налогоплательщиков, применяющих УСН.
Таким образом, дальнейшее увеличение предельного значения средней численности работников в целях применения УСН приведет к расширению круга налогоплательщиков, имеющих право на применение указанного налогового режима.
Поскольку применение УСН связано с полным или частичным освобождением от уплаты отдельных видов налогов, увеличение количества указанных налогоплательщиков приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положительное решение вопроса об увеличение предельного значения средней численности работников в целях применения УСН частными охранными организациями также создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, осуществляющими другие виды предпринимательской деятельности.
Вместе с тем УСН следует рассматривать как изъятие из общего порядка налогообложения субъектов экономической деятельности, действующее в отношении узкого круга налогоплательщиков, соответствующих установленным требованиям, и принятое в целях оказания им государственной поддержки.
В этой связи предложение об увеличении предельного значения средней численности работников в целях применения УСН частными охранными организациями не поддерживается.
В части предложения о введении моратория на проведение налоговых проверок до принятия решения о внесении указанных изменений в Налоговый кодекс, в том числе приостановление уже проводимых, по основаниям так называемого искусственного дробления бизнеса следует иметь в виду, что система мер налогового контроля выступает в качестве правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов.
Кроме того, контрольная работа по выявлению фактов незаконного дробления бизнеса в обход ограничений в применении специальных налоговых режимов, в том числе УСН, предназначенных для субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывает существенное влияние на искоренение недобросовестной налоговой конкуренции.
При этом сами по себе мероприятия налогового контроля не могут рассматриваться как нарушающие права налогоплательщиков. Более того, будучи обеспеченными судебным контролем, они представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
04.08.2022
——————————————————————