Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина России от 04.07.2024 № 03-04-06/62411

Вопрос: О ставке НДФЛ с доходов от работы по найму гражданина государства — члена ЕАЭС и документальном подтверждении количества дней фактического пребывания в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 июля 2024 г. N 03-04-06/62411

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 07.06.2022, а также обращение от 06.06.2024 и по вопросу налогообложения доходов физических лиц в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В общем случае в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор) предусмотрено, что, в случае если одно государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.
Положения данной статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств — членов Евразийского экономического союза.
Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки, предусмотренной для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.
При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
Изложенный порядок применяется в отношении физических лиц независимо от их гражданства.
В случае если по итогам налогового периода физическое лицо — гражданин государства — члена Евразийского экономического союза не приобрело статус налогового резидента Российской Федерации, суммы налога, удержанного из его доходов в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 224 Кодекса в размере 30 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Указанные российские организации именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами.
Соответственно, если организация признается налоговым агентом, она обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьями 226 и 230 Кодекса,
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи ответственность за правильность определения налогового статуса физических лиц — получателей доходов лежит на организации, являющейся налоговым агентом в отношении указанных доходов. В этих целях организация вправе запрашивать у физических лиц все необходимые документы.
Поскольку перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, Кодексом не установлен, подтверждение фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации может производиться на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, позволяющих установить количество дней его фактического пребывания на территории Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
04.07.2024