Вопрос: О предложении об отказе от госрегистрации адреса юрлица и введении института агента-регистратора.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2023 г. N 03-12-13/105393
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение от 12.10.2023, зарегистрированное в Министерстве финансов Российской Федерации 13.10.2023, благодарит за внимание к вопросам, связанным с совершенствованием законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Одновременно сообщаем следующее.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не исключает возможности государственной регистрации юридического лица с указанием в качестве адреса в пределах своего места нахождения адреса места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Данная позиция основана на подпункте «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
Таким образом, действующее законодательство не вынуждает организацию арендовать или приобретать офис.
Юридическое лицо характеризуется такими признаками, как наличие обособленного имущества и возможность отвечать им по своим обязательствам, возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Большая часть этих признаков связана с адресом юридического лица. По адресу юридического лица в пределах места нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, располагаются исполнительный орган или представители юридического лица и обеспечивается получение корреспонденции.
В случае если получение юридическим лицом корреспонденции предлагается осуществлять с участием агентов-регистраторов, чей адрес используется в качестве адреса юридического лица («альтернативный» адрес), механизм контроля за исполнением такими «посредниками» обязанности по доведению корреспонденции до юридического лица и последствия ее неисполнения непонятны. Кроме того, введение возможности использования «альтернативного» адреса юридического лица не учитывает также представительскую функцию адреса. По «альтернативному» адресу ни исполнительный орган, ни представитель юридического лица присутствовать никогда не будут.
Отказ от адреса юридического лица влечет риски и угрозы, касающиеся реализации мер государственного контроля (отсутствие места проведения выемки документов и предметов, осмотра, проведения правоохранительными органами оперативно-разыскной деятельности), а также осуществления судопроизводства и административного производства.
Отсутствие исполнительного органа проверяемого лица (его контрагента) по адресу регистрации затруднит проведение мероприятий налогового контроля, окажет негативное влияние на результаты проведения выездных налоговых проверок, а также приведет к увеличению количества фирм-однодневок.
Учитывая изложенное, предложение о введении института агента-регистратора не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
03.11.2023
——————————————————————