Вопрос: О налоге на прибыль при выплате дивидендов в случае выхода (выбытия) участника из ООО, а также при выкупе (приобретении) АО акций у акционеров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 2019 г. N 03-03-06/2/55668
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 03.06.2019 и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.
При этом с 01.01.2019 к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.
В пункте 2 статьи 275 НК РФ указано, что в случае, если доходы получены акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 НК РФ.
Таким образом, в отношении доходов в виде дивидендов, полученных акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации, действуют специальные положения. Вместе с тем в отношении дивидендов, полученных налогоплательщиком при выходе (выбытии) из организации, аналогичные нормы отсутствуют.
Из указанного следует, что налоговая база по доходам в виде дивидендов при выходе (выбытии) налогоплательщика из общества определяется в общем порядке, установленном положениями статьи 275 НК РФ. Так, согласно пункту 3 статьи 275 НК РФ российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом. Следовательно, такая российская организация должна исполнить обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль в общеустановленном порядке.
При этом, по мнению Департамента, для корректного определения налоговой базы получателя дивидендов информацию о фактически понесенных расходах участника при приобретении им доли в обществе с ограниченной ответственностью налоговый агент может получить у самого участника. При отсутствии данной информации исчисление налога с полученных дивидендов при выходе (выбытии) участника определяется налоговым агентом без учета таких расходов.
Также считаем необходимым отметить, что положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) не содержат положений о выходе или выбытии акционера из общества. Так, в силу положений Закона N 208-ФЗ акционерное общество вправе приобретать размещенные им акции у акционеров (статья 72 Закона N 208-ФЗ), а также акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций (статья 75 Закона N 208-ФЗ).
Таким образом, налоговые последствия операций по выкупу (приобретению) акционерным обществом у акционера акций, по нашему мнению, подпадают под действие статьи 280 НК РФ как операции по реализации ценных бумаг. При этом учитывается категория выкупаемых ценных бумаг (обращающиеся или необращающиеся ценные бумаги).
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
24.07.2019
——————————————————————