Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 22.05.2023 г. № 03-05-05-01/46061

Вопрос: Об отнесении здания (нежилого помещения) к объектам бытового обслуживания в целях налога на имущество организаций.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 мая 2023 г. № 03-05-05-01/46061

 

В Департаменте налоговой политики рассмотрено письмо от 20.03.2023 по вопросу об отнесении здания (нежилого помещения), используемого для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования по заказам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к объектам бытового обслуживания и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, торговых центров (комплексов) и нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом) в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктом 4 указанной статьи, в частности:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов бытового обслуживания.

Глава 30 Налогового кодекса не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания» и не определяет услуги, относящиеся к бытовому обслуживанию.

На основании статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Оказание услуг (выполнение работ), относящихся к бытовому обслуживанию, исходя из существа соответствующих правоотношений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Согласно ГОСТ Р 57137-2016 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», утвержденному приказом Росстандарта от 11.10.2016 № 1356-ст, бытовое обслуживание населения — это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При этом бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов. Оказание бытовых услуг осуществляется по договору, в качестве которого могут выступать квитанция, кассовый чек, имеющие все реквизиты, удовлетворяющие требованиям договора бытового подряда, проката, хранения возмездного оказания услуг и т.п. Потребителями бытовых услуг (клиентами) могут быть физические лица и юридические лица (в отношении некоторых бытовых услуг).

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2022 № 305-ЭС21-27837, при предоставлении одинаковых бытовых услуг и получении сопоставимого экономического результата налогоплательщики не должны быть поставлены в зависимость от субъектного состава потребителя таких услуг. Иное толкование понятия «бытовая услуга» повлекло бы нарушение принципов равенства и экономического основания налога.

Приказом Минпромторга России от 10.05.2016 № 1471 утверждены собирательные классификационные группировки экономической деятельности «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и продукции (товаров и услуг) «Бытовые услуги» к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным при определении объектов бытового обслуживания для целей применения статьи 378.2 Налогового кодекса руководствоваться ГОСТ Р 57137-2016 и приказом Минпромторга России от 10.05.2016 № 1471.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют применению норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ