Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 22.02.2018 № 03-05-06-03/11255

Вопрос: О госпошлине при подаче исков, связанных с нарушением прав потребителей; об оплате труда депутатов Государственной Думы РФ, федеральных министров.

Ответ:

 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 февраля 2018 г. N 03-05-06-03/11255

В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики в пределах компетенции Минфина России сообщает следующее.
1. По вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, независимо от цены иска
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, льготы по уплате государственной пошлины при обращении в указанные суды, к мировым судьям установлены положениями статей 333.19, 333.20 и 333.36 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 333.36 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи Кодекса освобождаются, в частности, истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 333.36 Кодекса вышеназванные истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в случае если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
Вместе с тем следует отметить, что пунктом 2 статьи 333.20 Кодекса Верховному Суду Российской Федерации, судам общей юрисдикции или мировым судьям исходя из имущественного положения плательщика предоставлено право освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Кодекса. Данная норма Кодекса предусматривает право физического лица, находящегося в крайне тяжелом имущественном положении, на судебную защиту.
С учетом изложенного вносить изменения в Кодекс в части освобождения от уплаты государственной пошлины истцов по искам, связанным с нарушением прав потребителей, независимо от цены иска считаем нецелесообразным.
2. По вопросу снижения размеров оплаты труда депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума)
Установление прямой зависимости размеров оплаты труда отдельных категорий граждан, в том числе депутатов, от уровня средней заработной платы по стране (конкретному региону) либо применение определенного коэффициента относительно данного показателя без учета характера и направлений деятельности таких категорий граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При этом необходимо отметить, что расчет показателей среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, применяемых Федеральной службой государственной статистики для статистического наблюдения, анализа темпов роста средней заработной платы по сопоставимым периодам и т.д., производится Росстатом по итогам сплошных и выборочных статистических наблюдений, на основе сведений, полученных от организаций всех видов экономической деятельности и всех форм собственности, путем деления фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.
Данные показатели не являются фиксированными величинами и могут иметь существенные колебания в течение года, в связи с чем применение определенного коэффициента к уровню средней заработной платы по региону при установлении размеров оплаты труда отдельных категорий граждан полагаем необоснованным.
На основании статьи 27 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы по оплате труда приравнены к федеральному министру.
С учетом изложенного изменение размера денежного вознаграждения депутатов Государственной Думы осуществляется в те же сроки и в тех же размерах, что и изменение денежного вознаграждения по указанной должности.
Что касается размеров оплаты труда федерального министра, то их утверждение осуществляется Президентом Российской Федерации с учетом правового статуса лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, исходя из объема его должностных обязанностей и полномочий в части выработки и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, а также уровня ответственности за их выполнение при условии установленного законодательством ограничения на осуществление иных видов деятельности.
Таким образом, размер материального обеспечения федерального министра обусловлен наделяемыми полномочиями и характером принимаемых решений с целью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования государственного аппарата при соблюдении ряда специальных требований, правовых и этических обязательств и ограничений.
Одновременно отмечаем, что в рамках реализации мероприятий по обеспечению сбалансированности федерального бюджета, а также в целях сдерживания интенсивности роста уровня оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, приравненных к ним по оплате труда в соответствии с федеральными законами, в том числе депутатов Государственной Думы, Президентом Российской Федерации были приняты отдельные решения о выплате в период 2015 — 2018 гг. денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения и ежеквартального денежного поощрения перечисленным категориям граждан с десятипроцентным сокращением.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
22.02.2018