МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2018 г. N 03-05-06-01/11372
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и по вопросу о налоге на имущество физических лиц в отношении хозяйственных строений сообщается следующее.
Введение новых налогов на расположенные на садовых и дачных земельных участках хозяйственные строения не планируется.
Налогообложение таких объектов в настоящее время осуществляется в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), действующей с 2015 года.
Согласно статье 400 Налогового кодекса налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц на основании статьи 401 Налогового кодекса признаются жилой дом, квартира, комната, гараж (машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение (в том числе хозяйственные строения), сооружение, помещение.
По общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении любого объекта недвижимости (в том числе хозяйственных строений) возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Аналогичные положения содержались ранее в Законе Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», регулирующем вопросы налогообложения имущества физических лиц до 2015 года.
Таким образом, указанный порядок налогообложения хозяйственных строений действует с 1992 года.
Как следует из положений статей 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации подлежит право собственности не на все хозяйственные строения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости — объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Хозяйственные строения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, теплицы, некапитальные строения и сооружения), не являются объектами недвижимости.
Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.
Хозяйственные строения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
В отношении таких хозяйственных строений главой 32 Налогового кодекса предусмотрены налоговые преимущества: налоговые льготы (статья 407 Налогового кодекса) и пониженные налоговые ставки (статья 406 Налогового кодекса).
Для получения дополнительной информации о государственной регистрации права собственности на отдельные хозяйственные строения можете обратиться в Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
Одновременно сообщается, что опубликованные в средствах массовой информации материалы, содержащие ссылки на разъяснения Минфина России по рассматриваемому вопросу, не соответствуют действительности. Для получения достоверной информации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах рекомендуется руководствоваться официальными разъяснениями, полученными непосредственно в Минфине России.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
22.02.2018