Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина РФ от 20.11.2019 N 03-02-07/1/89731

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с исполнением банками решений налоговых органов о взыскании денежных средств со счетов налогоплательщиков и о приостановлении операций по их счетам.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 ноября 2019 г. N 03-02-07/1/89731

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел предложения, направленные письмом от 19.09.2019, и сообщает следующее.
1. Согласно пунктам 1, 9 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов в установленный срок обязанность по уплате указанных платежей исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика — индивидуального предпринимателя в банках.
Счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Указанной статьей не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов на счета физических лиц — индивидуальных предпринимателей (в том числе текущие счета), определенные пунктом 2 статьи 11 Кодекса, но открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.
Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 Кодекса и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов — организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Статьей 76 Кодекса не предусмотрено ограничение по приостановлению операций по счетам указанных в пункте 11 названной статьи категорий физических лиц, открываемым для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или частной практикой.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 15.05.2001 N 88-О, от 04.06.2009 N 1032-О-О, гражданин (в случае если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.
Обращая внимание на особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2001 N 88-О указал, что, поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (пункт 1 статьи 23, статьи 24 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Предложение о внесении изменений в Кодекс, направленных на защиту денежных средств, которые в силу своей природы не могут быть арестованы (взысканы), не поддерживается, поскольку налоговые органы не располагают информацией об источниках происхождения денежных средств на счетах налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках.
Согласно информации Минюста России в соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
С учетом положения части 1 статьи 8 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющая обслуживание счетов должника, в соответствии с частью 5 статьи 70 Федерального закона N 229-ФЗ, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств.
При этом статьями 99 и 101 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрены ограничения размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина.
В этой связи распоряжения взыскателей на списание и перечисление денежных средств могут быть исполнены за счет денежных средств, в отношении которых статьей 99 Федерального закона N 229-ФЗ не установлены ограничения размеров удержания и на которые с учетом статьи 101 указанного Федерального закона может быть обращено взыскание, а также за счет денежных средств, в отношении которых статьей 99 Федерального закона N 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания в соответствующем указанной статьей размере (не более 50% и 70%).
Кроме того, во исполнение Федерального закона от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (вступает в силу с 01.06.2020) Минюстом России подготовлен проект приказа «Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время указанный проект приказа проходит согласование.
3. Главой 9 Кодекса предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов по уплате налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов.
Кодексом не предусмотрено предоставление банкам отсрочки по исполнению ими поручений налоговых органов на перечисление платежей, регулируемых Кодексом, в бюджетную систему Российской Федерации и решений налоговых органов, в том числе принятых в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Кодекса.
Полагаем, что предоставление банкам отсрочки по исполнению указанных поручений налоговых органов, а также решений о приостановлении операций по счетам плательщиков в банках позволит недобросовестным плательщикам вывести денежные средства со своих счетов в банках, что повлечет невозможность взыскания налоговыми органами задолженности по платежам, регулируемым Кодексом, в порядке статьи 46 Кодекса.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банках применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 3.2 названной статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.
Приостановление операций плательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам плательщика (пункт 7 статьи 76 Кодекса).
За неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента статьей 134 Кодекса предусмотрена ответственность.
Полагаем, что введение моратория на вынесение штрафных санкций налоговыми органами в отношении банков за неисполнение решений о приостановлении операций по счетам физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, повлечет снижение исполнительской дисциплины банков и не обеспечит должным образом взыскание налоговыми органами задолженности по платежам, регулируемым Кодексом.
Одновременно сообщается, что в силу пункта 10 статьи 76 Кодекса банки не несут ответственность за убытки, понесенные плательщиками в результате приостановления операций по их счетам в банках.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ

20.11.2019
——————————————————————