Вопрос: ФНС России в Письме от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения налоговой ставки НДС при возврате товаров с 01.01.2019. Согласно позиции ФНС России, изложенной в данном Письме, при возврате товаров если покупатель ранее принял к вычету предъявленные ему суммы НДС по принятым на учет товарам, то восстановление сумм НДС, согласно пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, производится покупателем на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.
В то же время Письмом Минфина России от 06.11.2018 N 03-03-06/1/79496 разъяснено: если после исполнения договора поставки на основании дополнительного соглашения покупателем осуществлен возврат нереализованного товара продавцу, то для целей налогообложения по налогу на прибыль данная операция признается реализацией товара. Иными словами, при возврате товара покупателем он отражает в налоговом учете доходы от реализации.
Каким образом с 01.01.2019 операция по возврату товара покупателем поставщику должна отражаться в налоговом учете у покупателя для целей исчисления НДС и налога на прибыль:
— путем отражения доходов от реализации товаров и составления покупателем счета-фактуры или
— путем сторнирования прихода товаров в сумме (количестве) возврата и выставления поставщиком корректировочного счета-фактуры?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2019 г. N 03-07-11/43992
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при возврате покупателем товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что согласно статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2019 г. N 15, начиная с 1 апреля 2019 года у покупателя, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим с 1 апреля 2019 года при возврате покупателем товаров, принятых им на учет до 1 апреля 2019 года и после указанной даты, продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.
В случае если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец — покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то глава 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса не предусматривает специального порядка учета в отношении операций, связанных с возвратом покупателем товара поставщику, в связи с чем для целей указанной главы Кодекса возврат товара учитывается исходя из договорных отношений, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, в рамках договора купли-продажи товара либо путем изменения условий ранее заключенного договора.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
17.06.2019