Вопрос: Можно ли предоставить каждому хозяйствующему субъекту возможность встречной проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур для проверки исполнения ими обязательства по уплате НДС в целях установления принадлежности контрагентов к «фирмам-однодневкам»?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2017 г. N 03-07-14/29343
В связи с указанным письмом Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложением о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к «фирмам-однодневкам» на основании сведений налогового органа и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса).
На основании пункта 1.1 статьи 102 Кодекса указанные в этом пункте сведения об организациях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Кодекса исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им налога на добавленную стоимость составляют налоговую тайну и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к «фирмам-однодневкам» на основании сведений налогового органа не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
16.05.2017