Вопрос: Организация рассматривает возможность безвозмездной передачи товара, в частности, в рекламных целях. У организации есть прейскуранты, применяемые в сделках с различными категориями покупателей (розничными, оптовыми, дилерскими). Помимо этого, товары, предполагаемые к безвозмездной передаче, имеют ограниченный срок годности. Также осуществление безвозмездной передачи товара возможно в рамках проведения рекламных акций (распродаж).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС. При этом реализацией товаров в целях НДС признается также передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС.
При этом на основании ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
Указанные правила распространяются и на случаи безвозмездной передачи рекламных товаров (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46167).
Каков порядок определения рыночной цены товаров, передаваемых безвозмездно в рекламных целях, если один и тот же товар может быть передан различным категориям покупателей (розничным, оптовым, дилерским), в сделках с которыми в обычной ситуации применяются различные прейскуранты цен, в целях исчисления налоговой базы по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ?
Каков порядок определения рыночной цены передаваемых безвозмездно товаров, имеющих ограниченный срок годности, в частности, в рамках рекламных акций (распродаж), в целях исчисления налоговой базы по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 июля 2019 г. N 03-07-11/51818
В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России, по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость данных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
Таким образом, в отношении подлежащих налогообложению НДС операций по передаче товаров, результатов выполненных работ (оказанных услуг) налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 154 Кодекса, как стоимость переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них НДС. При этом определение рыночных цен для целей пункта 2 статьи 154 Кодекса осуществляется с учетом положений статьи 105.3 Кодекса.
Также обращаем внимание, что статьей 105.3 Кодекса в целях определения рыночных цен предусмотрено применение методов, установленных главой 14.3 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
12.07.2019
——————————————————————