Вопрос: О предложениях по отмене НДС и распределению доходов от добычи природных ресурсов между гражданами РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2019 г. N 03-07-14/51238
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России, сообщает.
По вопросу отмены налога на добавленную стоимость (далее — НДС)
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), соответствующими международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
В настоящее время в Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение от налогообложения НДС товаров (работ, услуг) социального характера.
Отмена НДС приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере. Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы. В связи с этим отмена НДС, то есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений.
Кроме того, как показывает практика применения НДС, отмена данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит в основном от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание постоянную работу над совершенствованием администрирования НДС, отменять этот налог в настоящее время нецелесообразно.
По вопросу распределения доходов от добычи природных ресурсов между гражданами Российской Федерации
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области использования природных ресурсов, природные ресурсы находятся в государственной собственности. Государство, как собственник природных ресурсов, с целью получения определенной продукции и доходов предоставляет их в пользование юридическим и физическим лицам за плату, взимаемую в виде налогов и неналоговых платежей.
Так, в соответствии с Кодексом при добыче нефти и природного газа взимается налог на добычу полезных ископаемых в порядке, установленном главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса.
Кроме того, хозяйствующие субъекты, использующие природные ресурсы, уплачивают иные налоги, связанные с осуществлением ими хозяйственной деятельности, такие как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и другие налоги, установленные Кодексом.
Также в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачиваются неналоговые платежи — плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, вывозная таможенная пошлина.
Налоговая система Российской Федерации обеспечивает стабильность поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и ее субъектов. При этом за счет бюджетных средств, сформированных в том числе за счет косвенных налогов и платежей за пользование природными ресурсами, осуществляется финансирование социально значимых программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, демографии. В связи с этим предложения о распределении доходов от добычи природных ресурсов между гражданами Российской Федерации, а также отмены НДС не поддерживаются.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
11.07.2019