Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 11.05.2018 № 03-04-05/31624

Вопрос: О ставках НДФЛ; об оплате труда депутатов Государственной Думы РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 мая 2018 г. N 03-04-05/31624

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел резолюцию и сообщает следующее.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
Статус, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатом Государственной Думы своих полномочий (в том числе гарантии в части медицинского и санаторно-курортного обслуживания, пенсионного обеспечения), а также их права, обязанности и ответственность определены Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 3-ФЗ).
При этом деятельность депутатов Государственной Думы, включающая в себя участие в заседаниях Государственной Думы, выполнение поручений Государственной Думы, внесение законопроектов в Государственную Думу, работу с избирателями (в том числе организацию личного приема граждан, а также встреч в форме публичного мероприятия), сопряжена с соблюдением ряда специальных требований, правовых и этических обязательств и ограничений.
На основании статьи 27 Федерального закона N 3-ФЗ депутаты Государственной Думы приравнены по оплате труда к федеральному министру, условия и размеры оплаты труда которого устанавливаются Президентом Российской Федерации с учетом особенностей его правового статуса, объема должностных обязанностей, уровня сложности и важности выполняемых задач и реализуемых полномочий, а также степени ответственности за их выполнение при условии установленного законодательством ограничения на осуществление иных видов деятельности. Изменение порядка, условий и размеров оплаты труда депутатов Государственной Думы в целом может быть реализовано только путем внесения изменений в Федеральный закон N 3-ФЗ.
В связи с рассматриваемым вопросом отмечаем, что в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и оптимизации его расходов Президентом Российской Федерации были приняты отдельные решения о выплате в период 2015 — 2018 гг. денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения и ежеквартального денежного поощрения лицам, замещающим отдельные государственные должности Российской Федерации, и лицам, приравненным к ним по оплате труда в соответствии с федеральными законами (в частности, депутатам), с сокращением на 10 процентов.
В отношении предложения об ограничении размера заработной платы указанных лиц уровнем средней заработной платы по стране следует отметить, что расчет названного показателя производится Росстатом по итогам сплошных и выборочных статистических наблюдений, на основе сведений, полученных от организаций всех видов экономической деятельности и всех форм собственности, путем деления фонда начисленной заработной платы работников (включая начисленные работникам суммы оплаты труда за отработанное время, неотработанное время (отпуска), компенсационные выплаты, премии, иные единовременные поощрительные выплаты) на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.
Таким образом, данные показатели не являются фиксированными величинами и могут иметь существенные колебания в течение года, в связи с чем утверждение предельно допустимого максимального размера заработной платы для отдельных категорий граждан с применением рассматриваемого статистического показателя полагаем необоснованным.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
11.05.2018