Вопрос: О предложении по увеличению до 150 млн руб. предельной суммы доходов, позволяющей применять пониженные тарифы страховых взносов плательщикам налога при УСН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 февраля 2018 г. N 03-15-06/7498
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 28.11.2017 по вопросу о внесении изменения в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) по изменению критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН), основным видом экономической деятельности которых являются виды деятельности в социальной и производственной сферах (в части увеличения с 79 до 150 млн руб. предельной суммы доходов за налоговый период).
В настоящее время в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, в течение 2017 — 2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование — в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 процентов, на обязательное медицинское страхование — 0 процентов.
При этом согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса упомянутые тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса видов экономической деятельности, если общий объем доходов за налоговый период не превышает 79 млн рублей.
Ограничение упомянутого общего объема доходов (не более 79 млн рублей) было введено главой 34 «Страховые взносы» Кодекса во избежание резкого снижения сумм поступлений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в связи с ростом с 1 января 2017 г. количества плательщиков страховых взносов на УСН вследствие увеличения до 150 млн рублей предельной суммы дохода, при которой налогоплательщик вправе применять УСН.
Предложение об увеличении предельного общего объема доходов, при котором плательщики страховых взносов на УСН будут вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы, приведет к увеличению количества плательщиков, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.
Исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением отдельными категориями плательщиков страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Кодекса, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Учитывая дефицит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, дополнительное увеличение нагрузки на федеральный бюджет в связи с увеличением количества плательщиков страховых взносов, основным видом экономической деятельности которых являются виды деятельности, указанные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, перешедших на УСН и получивших право начать применять пониженные тарифы страховых взносов, представляется крайне обременительным.
Кроме того, различие в рассматриваемых уровнях предельных сумм доходов для применения УСН и льготного тарифа страховых взносов является составным элементом налоговой политики в части дифференциации режимов для субъектов малого предпринимательства. Так, при превышении суммы доходов в 79 млн рублей установлен переход на уплату страховых взносов с льготного на основной тариф, а при превышении доходами уровня в 150 млн рублей предусмотрен переход на общий режим налогообложения с уплатой НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций.
Таким образом, в зависимости от масштаба предпринимательской деятельности по мере увеличения доходов субъекта малого предпринимательства действующим законодательством о налогах и сборах установлен поэтапный переход от пониженной к общеустановленной налоговой нагрузке.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
08.02.2018